КАКИЕ БЫВАЮТ МАРКИ (Д-Д). ПРОДОЛЖЕНИЕ

В предыдущих статьях мы рассказали вам о классификации существующих марок, а также подробно представили информацию о том, какие бывают марки (А-А), (А-В), (В-В) и (Г-Г). В этой статье мы продолжаем рассказывать какие бывают марки (Д-Д).

Для печатных изданий марки — см. бандерольные марки, газетные марки.

Для почтовых поручений марки — см. денежных почтовых поручений марки.

Для прошений марки — см. президентские марки.

Для рекламных изданий марки — вид марок для оплаты массовых отправлений с рекламными изданиями по сниженному тарифу, напр., Чехословакия: 1934 г. — надпечатки О.Т. (т. е. торговое печатное издание) на газетных марках (рис. 1).

Рис. 1

С другой стороны, «Большой филателистический словарь» относит к маркам для рекламных изданий исключительно похожие на марки специальные этикетки с надписью: «Сбор оплачивает получатель» (швед.). Этикетки наклеивались на возвращаемую фирме часть рекламного издания и, таким образом, за переписку с рекламодателем платил не клиент, а фирма (напр., Швеция: с 1967 г., Норвегия: с 1974 г.).

Для рекламных «секреток» марки — вид марок, изданных для франкирования «секреток» с объявлениями итальянского Комитета помощи инвалидам войны (Италия: 1921–1923 гг.). Надпечатки «B.L.P.» («Busta Lettera Postale» — «почтовый конверт») (рис. 2).

Рис. 2

Для ценных писем марки — см. ценных писем марки.

Добавочные марки — марки без франкировальной силы, ими нельзя оплачивать тот или иной тариф почтового отправления. Номинал добавочной марки соответствует надбавке, отчисляемой в виде государственных налогов и официальных кампаний по сбору средств. Продажа добавочных марок происходит, как правило, в почтовых окошках. Добавочные марки выпускались, напр., в Португалии: 1911–1928 гг., в пользу призрения бедных (para os pobres, рис. 3); ФРГ: 1948–1956 гг., выпуск в пользу «пострадавших лиц»; Румынии: 1932–1934 гг., в фонд авиации, налоговые для видовых почтовых карточек (pentru cultura, рис. 4) и др.

Рис. 3

Рис. 4

Добавочные марки — дополнительные марки для взыскания принудительного сбора, если отправитель, вопреки правилам, не наклеил на почтовое отправление марки принудительного сбора для доказательства уплаты такого сбора. Большей частью марки добавочные доплатные наклеиваются в сумме, вдвое превышающей неуплаченный сбор (по «Филателистическому словарю» В. Граллерта и В. Грушке). См. также авиапочтового дополнительного сбора марки.

Долговые марки — официальное название доплатных марок, применявшихся земской почтой.

Доплатные марки — предназначены для взыскания почтового сбора за доставку неоплаченной или недостаточно оплаченной корреспонденции (рис. 5). Выпускаются большинством стран мира.

Рис. 5

В России и СССР для обозначения необходимости доплаты используются проставляемые на корреспонденцию оттиски штампов с текстом: «Доплатить». Выпуск доплатных марок в СССР состоялся в 1920-х гг. См. также денежных почтовых поручений марки, посылочные доплатные марки.

Доплатные доставочные марки — особые доплатные марки для оплаты дополнительного сбора за доставку корреспонденции непосредственно адресату (см., напр., для доставки «в собственные руки» марки). По мнению «Большого филателистического словаря» (БФС), в России в ряде уездов функции доплатных доставочных марок выполняли долговые марки земской почты.

Доплатные сельской почты марки — выпущены в 1862 г. в Бадене для оплаты доставки корреспонденции в обслуживаемый почтовым отделением сельский район (рис. 6). См. также сельской почты марки.

Рис. 6

Дополнительные марки — встречающееся в филателистической литературе название купона (чистого или заполненного текстом, рисунком), служащего для округления числа марок в листе. Напр., в листах стандартных марок Российской империи номиналами 1 руб., 3 руб. 50 коп., 5 руб., 7 руб., 10 руб., состоявших из 56 (7х8) марочных мест, печаталось по 6 таких дополнительных марок (купонов), в результате листы содержали ровно 50 почтовых марок, что было удобно для счёта (рис. 7).

Рис. 7

Дополнительных услуг марки — заменяют почтовые квитанции об уплате таких услуг (рис. 8), напр., за упаковку бандеролей, за наклейку марок, написание адресов и т. п. (напр., Италия: 1875 г. — марки для оплаты удостоверений на право получения почты; Кения и Уганда: 1922–1927 гг. — марки очень крупных номиналов от 2 до 50, 75, 100 фунтов стерлингов служили для оплаты разрешений на отстрел крупной дичи).

Рис. 8

Доставочные марки — вид почтовых марок для уплаты дополнительного сбора за доставку (напр., Испания: 1931 г. — за доставку внутренних писем; Чехословакия: 1937 г. — за доставку «в собственные руки»; Италия: с 1928 г. — за доставку местными частными предприятиями, посыльными (рис. 9); ГДР: 1965–1967 гг. — за доставку Центральной курьерской службой корреспонденции под расписку, марки ZU (рис. 10).

Рис. 9

Рис. 10


По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова

« назад