В предыдущей статье была приведена схема классификации почтовых и непочтовых марок и рассказано, на какие группы и подгруппы они делятся по назначению и применению. С этого очерка в рубрике начинается рассказ о каждом из видов марок.
Авиапочтового дополнительного сбора марки (Рис. 1–3) — марки для оплаты указанного сбора (разницы между обычным и авиапочтовым тарифами). Выпускались в РСФСР для оплаты дополнительного сбора за пересылку авиапочтой на линии Москва — Кёнигсберг (1922 г.), Албании (1925 г.). Также это вид добавочных марок дополнительного сбора (самостоятельное франкирование ими не допускалось), которые в определённые периоды необходимо было наклеивать в качестве обязательной надбавки к авиапочтовому сбору (напр., Турция: 1926–1933 гг., обязательны 21 день в году; Доминиканская Республика: 1933 г. — обязательны для всех внутренних авиапочтовых отправлений).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Авиапочтовые марки (Рис. 4–8) — вид марок для оплаты авиапочтовых отправлений. Выпускаются в большинстве стран, самый распространённый вид марок после универсальных (см. классификацию в статье от 28.01.2022 г.). Иногда авиапочтовые марки выпускаются с ограниченным применением (например, только для внутренней авиапочты, только для международной авиапочты, только для определённых авиалиний, только для определённых средств доставки). Существуют специальные выпуски для первых и специальных полётов. Для оплаты дополнительных услуг при авиапочтовой доставке выпускаются специальные комбинированные марки (см. выше авиапочтового дополнительного сбора марки и др.). Первые авиапочтовые марки изданы в Италии (май, июнь 1917 г.) для экспериментальных полётов Турин — Рим и Неаполь — Палермо; в Австрии (1918 г.) для авиалинии Вена — Краков — Львов — Киев. Первая отечественная авиапочтовая марка выпущена в 1922 г. (см. авиапочтового дополнительного сбора марки). Ныне в большинстве стран разрешено франкирование авиапочтовых отправлений универсальными марками (например, в Российской Федерации). См. также баллонные марки, планёрные марки.
Рис. 4
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Рис. 8
Авиапочтовые заказные марки (Рис. 9–13) — вид марок для оплаты авиапочтовых заказных отправлений. Выпускались редко, например, СКАДТА. См. авиационных компаний (частных) марки.
Рис. 9
Рис. 10
Рис. 11
Рис. 12
Авиапочтовые обязательного сбора марки. См. авиапочтового дополнительного сбора марки (Турция: 1926–1933 гг.).
Авиапочтовые служебные марки (рис. 13) — вид служебных почтовых марок, предназначенных для оплаты пересылки служебной корреспонденции авиапочтой (например, РСФСР: 1922 г. — надпечатки «Воздушная почта Р.С.Ф.С.Р.» и нового номинала на марках консульской пошлины. Выпущены советским посольством в Берлине для оплаты служебной корреспонденции Народного комиссариата иностранных дел РСФСР и других советских организаций, отправлявшейся воздушной почтой в Москву).
Рис. 13
Авиапочтовые спешные марки (см. спешные авиапочты марки).
Авиационные для полевой почты марки (рис. 14–15) — специальные почтовые марки для франкирования корреспонденции, пересылавшейся полевой почтой по воздуху. Выпускались, например, в 1943 г. — Италия: не менее 7 надпечаток «Р.М.» («Posta Militare») на авиапочтовых марках общего пользования 1930 г. выпуска; в 1944–1945 гг. — США: марки для оплаты дополнительного сбора с военнослужащих французского военно-морского флота за пользование воздушной полевой почтовой связью США, не менее десяти типов надпечаток ручным штемпелем букв «RF» («République Francaise»).
Рис. 14
Рис. 15
Авиационных компаний (частных) марки (рис. 16–20) — почтовые марки, выпущенные некоторыми авиакомпаниями для оплаты дополнительного сбора за перевозку самолётами компании; например, СКАДТА — колумбийско-германским обществом воздушных сообщений (SCADTA: 1920–1930 гг.), синдикатом «Кондор» (Бразилия: 1927–1930 гг.), ВАРИГ (Бразилия: 1927–1934 гг.) и др. [по Большому филателистическому словарю, далее — БФС].
Рис. 16
Рис. 17
Рис. 18
Рис. 19
Рис. 20
Автоматные марки (рис. 21–26) — название знаков почтовой оплаты, полностью или частично отпечатанных автоматом непосредственно при покупке. Впервые выпущены в Швейцарии в 1976 г. Номинал автоматной марки определяется покупателем и печатается на марке вместе с ней. Такая марка может быть использована в любое время в любом месте страны. На специальной бумаге печатается марка целиком, либо на заготовках с рисунками марок печатаются номиналы по выбору клиента в соответствии с уплаченной суммой (например, во Франции: от 0,01 до 999,99 евро с интервалом 0,01 евро). В некоторых странах автомат печатает лишь несколько вариантов номиналов в соответствии с действующими почтовыми тарифами. Автоматные марки не следует путать со штемпелями франкировальных машин и интернет-франкировками. См. также далее компьютерные марки (интернет-франкировки), персонифицированные марки.
Рис. 21
Рис. 22
Рис. 23
Рис. 24
Рис. 25
Рис. 26
По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова
« назад