5 июля в почтовое обращение выходит марка «50 лет первому полёту женщины в космос»
После первых успешных полётов советских космонавтов было решено отправить в космос женщину-космонавта. Первоначально предполагался одновременный полёт двух женских экипажей, однако позже от этого плана отказались, и встала задача выбора одной из пяти кандидатур. Космонавтом № 1 среди женщин определили Валентину Терешкову.
16 июня 1963 года на космическом корабле «Восток-6» с космодрома «Байконур» первая в мире женщина-космонавт отправилась в космический полёт. Несмотря на физический дискомфорт Терешкова выдержала 48 оборотов вокруг Земли и провела почти трое суток в космосе, где вела бортовой журнал и делала фотографии горизонта, которые позже были использованы для обнаружения аэрозольных слоёв в атмосфере.
К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри ― марочный лист и конверт первого дня с гашением.
Оформление: С. Ульяновский.
Номинал: 14,25 р.
Размер марки: 32,5х65 мм.
Форма выпуска: лист из 8 марок (4х2).
Тираж: 424 тыс. марок (53 тыс. листов).
5 июля в обращение выходят почтовые марки серии «Декоративно-прикладное искусство России. Платки»
На почтовых марках изображены павловопосадская шаль, платки оренбургский, карабановский и Трёхгорной мануфактур.
Павловопосадские изделия ― это буйство пышных букетов садовых и полевых цветов по углам платка и гирлянды по кайме, а также восточные орнаменты, имитирующие индийские и персидские шали. Московская губерния также славилась производством узорных шёлковых тканей и платков.
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шёлка или др.). Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки. Паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Платки Троицко-Александровской мануфактуры Барановых ведут свою историю с 1846 г. Многокрасочные растительные узоры занимали основное место в орнаментации изделий. Красный цвет, присутствуя в каждом элементе узора, объединял средник и кайму, фон и орнамент. Наряду с растительными узорами на барановских платках присутствуют геометрические и восточные («огуречные») мотивы.
Среди разнообразного ассортимента Трёхгорной мануфактуры значительное место занимали платки и шали. На большинстве изделий «классическое» размещение орнамента: широкая, с пышной цветочной гирляндой кайма, большой средник с ритмически уравновешенными букетами или веточками, создающими ощущение некоторой статичности узора.
К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри ― марочные листы и конверты первого дня с гашениями.
Дизайн: Х. Бетрединова.
Номинал: 15 р.
Размер марки: 50х50х70 мм.
Форма выпуска: лист из 4 марок.
Тираж: 200 тыс. экз. (50 тыс. листов) каждого сюжета.
16 июля в почтовое обращение выходит конверт с оригинальной маркой «200 лет Центральному музею железнодорожного транспорта Российской Федерации»
Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации — старейший музей, отражающий историю развития железных дорог, железнодорожного дела, отечественной железнодорожной техники. В коллекцию музея входят такие экспонаты, как: модель паровоза механиков Черепановых, модель паровоза с тендером «Проворный», модель паровоза типа 1-3-0 серии Д, модель пролётного строения с двумя опорами моста через овраг Веребье на Петербурго-Московской железной дороге, коллекция натурного подвижного состава. Экспонаты музея демонстрировались на всероссийских и международных выставках XIX и XX вв.
На конверте с оригинальной маркой изображены: паровоз типа 1-3-0 серии Д — первый паровоз, построенный Александровским заводом в 1845 году для магистральной Петербурго-Московской железной дороги; современный вид здания музея.
Дизайн: А. Дробышев.
Номинал: литера «А».
Тираж: 1 млн экз.
28 июля в рамках совместного выпуска Российской Федерации, Республики Беларусь и Украины в обращение выходит почтовый блок с одной маркой «1025 лет Крещению Руси»
Крещение — одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси, которое положило конец языческой и начало христианской истории России. Принятие христианства укрепляло государственную власть и территориальное единство Древнерусского государства. Оно имело большое международное значение, которое заключалось в том, что Русь, отвергнув примитивное язычество, становилась равной другим христианским народам. Принятие христианства сыграло большую роль для становления государства и русской культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
На почтовом блоке изображена фреска «Крещение Руси» В.М. Васнецова (1885–1896) из собрания Государственной Третьяковской галереи.
К выпуску подготовлена художественная обложка, внутри ― почтовый блок и конверт первого дня с гашением.
Оформление: А. Московец.
Номинал: 30 р.
Размер блока: 70х85 мм, размер марки: 37х50 мм.
Тираж: 85 тыс. блоков.
30 июля в рамках серии «Деятели мировой культуры» в почтовое обращение выходит конверт с оригинальной маркой «200 лет со дня рождения Рихарда Вагнера (1813–1883), композитора»
Вильгельм Рихард Вагнер (1813–1883) — немецкий композитор, дирижёр, музыкальный писатель и театральный деятель. Автор оперных либретто, драм, стихотворений, музыкально-теоретических работ, рецензий, очерков о композиторах, исследований по истории искусства, статей по вопросам политики и философии.
В 1839–1842 гг. Вагнер написал первые зрелые произведения — увертюру «Фауст» и оперу «Летучий голландец», в 1852–1859 гг. завершил литературный текст оперной тетралогии «Кольцо нибелунга» и её первые части «Золото Рейна» и «Валькирия», оперу «Тристан и Изольда».
Вагнеру принадлежит выдающаяся роль в реформе оперного искусства. Особая выразительность вокальных партий его произведений и сложность оркестрового сопровождения ставили перед певцами новые задачи. Рихард Вагнер — один из ярких представителей дирижёрского искусства. Он неоднократно выступал в различных европейских городах, а также в Санкт-Петербурге и Москве.
На конверте с оригинальной маркой изображены композиция из символов различных направлений искусства: лиры, палитры, книги, пера, колонны, театрального занавеса; портрет Рихарда Вагнера на фоне фрагмента из партитуры оперы «Лоэнгрин».
Дизайн: Р. Комса.
Номинал: литера «А».
Тираж: 500 тыс. экз.
« назад