15 июля в рамках серии «История отечественного тракторостроения» в почтовое обращение вышли марки, посвящённые колёсным тракторам



Колёсный трактор — самоходная колёсная машина, предназначенная для тяги и приведения в действие различных машин и орудий. Машины используются в сельском хозяйстве, строительстве и промышленности. Первый колёсный трактор на паровой тяге создан в 1832–1837 гг. в Англии Джоном Гиткотом. В России первый колёсный трактор собран в 1910 г. Яковом Маминым, но массовое производство налажено в 1922–1924 гг.

Основой трактора является остов, несущий ходовую часть, силовой агрегат, кабину с органами управления и иное оборудование. Ходовая часть имеет две оси, на одну ступицу может монтироваться одно, два и больше колёс. В тракторе имеется заднее (реже — переднее) навесное устройство, валы отбора мощности, разъёмы для подключения гидравлической и электрической систем навесного/прицепного оборудования.

«Карлик» — простейший трактор системы инженера Якова Мамина, который производил завод «Возрождение» в Марксштадте (ныне Маркс Самарской области) в 1924–1928 гг. Основной задачей конструктор считал максимальную простоту конструкции, доступность обслуживания машины любому крестьянину и наибольшую ремонтопригодность в условиях кустарной мастерской при недостатке фабричных запчастей, большая часть деталей пригодна для изготовления кузнечным и слесарным способом. О сохранившихся оригинальных экземплярах трактора неизвестно.

СТЗ-15/30 — марка колёсного трактора, выпускавшегося с 1930 года Сталинградским тракторным заводом и с 1931 года Харьковским тракторным заводом. Трактор предназначался для работы на вспашке почвы с двух- или трёхкорпусным плугом, работы с навесными сельскохозяйственными орудиями, привода стационарных машин. В 1930–1940-е гг. этот трактор был самым распространённым в СССР. Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра, рамную конструкцию. Всего было выпущено 390 500 тракторов.

«Владимирец» Т-25А — создан группой инженеров во главе с генеральным конструктором Владимирского тракторного завода В.В. Эфросом в 1973 году. Машина удостоена Государственного знака качества. Характеристики трактора Т-25А позволяют использовать машину при предпосевной обработке почвы, посадке сельхозкультур, уборке сена, обработке овощных культур и садов, транспортировке и др. Трактор может выступать в качестве привода для стационарных машин. Модель относится к тяговому классу 0,6 и имеет полурамную конструкцию.

«Кировец» К-7М — серийное производство трактора начал Петербургский тракторный завод в 2022 году. Узлы и агрегаты трактора эволюционировали с 1990-х гг. в процессе непрерывной модернизации, конструкция совершенствовалась. По внешнему виду новый флагман Петербургского тракторного завода сегодня не уступает мировым аналогам. Высокая производительность, простота и надёжность конструкции, ремонтопригодность, отличная проходимость и манёвренность – отличительные черты этой техники.

На почтовых марках изображены тракторы: «Карлик», СТЗ-15/30, «Владимирец» Т-25А, «Кировец» К-7М.

Дополнительно к выпуску почтовых марок изданы конверты первого дня и изготовлены штемпеля специального гашения для Владимира, Волгограда, Москвы, Санкт-Петербурга и Чебоксар, а также изданы четыре картмаксимума, художественная обложка, внутри — почтовые марки, виньетка, конверт первого дня с гашением для Москвы.


Художник-дизайнер: В. Бельтюков.
Номинал: 25 р.
Размер марок: 50×37 мм, размер листа: 120×177 мм.
Форма выпуска: лист с оформленными полями из 8 (2×4) марок.
Тираж: по 56 тыс. марок (28 тыс. листов).

« назад