В мероприятии приняли участие заместитель руководителя Федерального агентства связи Владимир Шелихов и директор Департамента государственного регулирования в сфере производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней и валютного контроля Александр Ахполов.
Марки продолжают серию «Сокровища России» и посвящены известным ювелирам и созданным ими произведениям. Это корчик фирмы «Фаберже», солонка фирмы «Хлебников», сухарница фирмы «Овчинников», «Тройка» фирмы «Сазиков». Тираж каждого сюжета составляет 200 тыс. марок.
Ювелирное искусство — один из древнейших и широко распространённых видов декоративно-прикладного творчества. Изготовление художественных изделий (личных украшений, предметов быта, культа, вооружения и др.) осуществляется преимущественно из драгоценных (золото, серебро, платина), а также некоторых других цветных металлов, часто в сочетании с драгоценными и поделочными камнями.
Многие изделия фирмы Игнатия Павловича Сазикова (1796–1868), основанной его отцом в 1796 году, отливались по моделям знаменитых русских скульпторов. Пример тому — серебряная скульптурная композиция «Тройка», выполненная фирмой И.П. Сазикова в Москве в 1870-е годы по модели скульптора Е.А. Лансере. Она представляет собой запряжённых в сани скачущих лошадей, управляемых возницами из крестьян. Литые фигуры отличаются исключительной чистотой работы, тщательностью моделировки. Используя технику художественного литья, создатели смогли с необыкновенной точностью передать пластику движения, жесты людей и характерные позы животных. Декоративный эффект многократно усиливает удивительная по мастерству фактурная обработка металла.
Основанная в 1853 году фирма Павла Акимовича Овчинникова (1830–1888) возродила древнюю технику перегородчатой эмали, известную ещё мастерам Древней Руси и утраченную в годы татаро-монгольского ига. Под влиянием формировавшегося русского стиля в 1870 году фирма начала выпускать новые необычные предметы. Например, сухарницы в виде плетёных корзин с наброшенными на них нарядными полотенцами или салфетками с бахромой. Благодаря виртуозному владению различными техническими приёмами мастера искусно воспроизводили переплетение гибкой лозы, нитей ткани, цветную вышивку, узорное ручное кружево. Ярким примером может служить сухарница, «выработанная» в 1877 году. Такие сухарницы относились к числу модных для этого времени вещей, они приобретались у фирмы для императорской семьи.
Произведения ювелирного искусства знаменитой фирмы Ивана Петровича Хлебникова (1819–1881), основанной в 1860-е годы, показывают, что её мастера, имея высокие достижения в области художественной обработки драгоценных металлов, воспроизводили в них любой материал и его фактуру. Ярким образцом изделий этой фирмы является золочёная солонка в форме старинного стула со спинкой, с откидным широким сиденьем, на четырёх фигурных ножках. Спинка украшена ленточным растительно-геометрическим орнаментом, характерным для русского стиля.
Ювелирные изделия фирмы Карла Фаберже (1846–1920), основанной в Петербурге в 1842 году (филиал в Москве открыт в 1887 году), пользуются большой известностью в России и за рубежом до сегодняшнего дня. В 1913 году фирма получила большое количество заказов на изготовление изделий, предназначенных для официальных подарков к 300-летию династии Романовых. Один из них — серебряный корчик, в убранстве которого значительная роль отведена государственной символике. Переднюю часть тулова составляет эффектное изображение двуглавого орла под тремя императорскими коронами в объёмной трактовке. Её также украшает крупный изумруд в 7,21 карата. Особенно выделяется чеканное изображение святого Георгия Победоносца — герба Москвы, помещённое на груди орла. Рельефная монограмма Николая II, расположенная на ручке корчика, завершая её, усиливает декор изделия в целом.
«Федеральное агентство связи, акционерное общество «Марка» совместно с Алмазным фондом России издали в 2017 году первый выпуск государственных знаков почтовой оплаты серии «Сокровища России», который был посвящён сокровищам Алмазного фонда Российской Федерации. Сегодня выпуск художественных марок посвящён ювелирам. На купонах малых листов изображены портреты великих мастеров, на марках — их уникальные произведения искусства. Благодаря таким выпускам, мы привлекаем внимание общественности к историческим и культурным ценностям России», — отметил заместитель руководителя Россвязи.
« назад