Мы продолжаем рассказывать, какие бывают марки (Т-Ф).
Торговой палаты — марка для местного почтового сообщения, выпущена с разрешения военных властей во Франции (сентябрь – октябрь 1914 г.) в округах Камбре и Валансьен.
Уведомления о вручении марки — вид марок для оплаты почтового сбора за уведомление о вручении (рис. 1). Чаще всего на таких марках помещались крупные буквы AR (avis de reception — «уведомление о вручении»). Выпускались в конце XIX – начале ХХ вв. в нескольких странах (Панама, Сальвадор, Чили, Черногория и др.). В настоящее время сбор за уведомление о вручении повсеместно оплачивается универсальными марками или наличными. В 1897 г. в Чили подготовили к выпуску марку уведомления о вручении денег (для оплаты почтового сбора за уведомление о правильном получении почтового перевода), на образцах таких марок помещён текст avis de paiement.
Рис. 1
Уменьшенной стоимости марки — по трактовке «Большого филателистического словаря» это марки, продающиеся в ряде стран по цене ниже номинальной для увеличения объёма пересылки корреспонденции. Например, в Великобритании марки уменьшенной стоимости продаются в предпраздничные периоды, обычно в буклетах. На оборотной стороне такие марки имеют различные надпечатки (звёзды и пр.). Не следует путать марки уменьшенной стоимости с обычными марками, которые продаются некоторыми почтовыми ведомствами филателистическим фирмам с торговой скидкой.
Универсальные марки — вид марок для оплаты любых почтовых отправлений, которые облагаются почтовым сбором. Универсальными являются большинство марок, издаваемых во всех странах. Таковыми являются все выпускаемые марки Российской Федерации.
Известны универсальные временные марки — это марки, принадлежащие к другому виду (например, сберегательные, посылочные, служебные, контрольные, гербовые и др.), но временно используемые в качестве универсальных. На рис. 2 — контрольные и сберегательные марки Российской империи, использовавшиеся в РСФСР в качестве универсальных; марки СССР для оплаты за радиоточку, использовавшиеся в Азербайджане в 1992 г. в качестве универсальных. Причиной такого использования в разных странах является, как правило, отсутствие в данный момент универсальных и наличие больших запасов марок другого вида.
Рис. 2
Учебные марки — купоны, подобные маркам, используемые некоторыми почтовыми администрациями для обучения почтовых служащих. Применяются либо обычные марки с аннулирующими надпечатками, либо выпускаются специально (Франция, с текстом sans valeur — «без цены»). На рис. 3 — отдельные марки и оформленное учебное письмо.
Рис. 3
До 1918 года в Россию часто попадали немецкие учебные виньетки лейпцигских изданий. На них изображались монархи, государственные мужи, писатели, композиторы, символ Германии — валькирия (рис. 4). К учебным также относятся наборы под названием «Детская почта», предназначенные для получения детьми в процессе игры первичных навыков по ведению почтовой переписки. Такие игры выпускались в Польше, Германии и некоторых других странах.
Рис. 4
Фантастические марки — марки несуществующих государств (рис. 5) и марки, никогда не выпускавшиеся страной, указанной на них (рис. 6). Изготавливаются либо в пропагандистских (см. «диверсионные марки»), либо в спекулятивных целях.
Рис. 5
Рис. 6
Финансовых компаний марки — по информации «Филателистического словаря» Граллерта и Грушке в 1916 г. с разрешения почтовой администрации немецкий страховой банк выпустил две серии марок для пересылки ценных пакетов из блокированной английским флотом Германии в США на «коммерческих» подводных лодках (рис. 7). Вступление в 1917 г. США в войну положило конец этой своеобразной почтовой связи военного времени.
Рис. 7
По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова
« назад