Мы продолжаем рассказывать, какие бывают марки (Р-С).
Расчётные марки — вид марок для внутренних служебных взаиморасчётов (напр., Дания 1907–1916 гг. для газетного почтового сбора с надписью Avisporto (рис. 1), Нидерланды 1923–1924 гг. – расчётно-посылочные марки (рис. 2), Австрия 1948–1950 гг. — для взаимных расчётов по денежным переводам и ряд др.). К расчётным относятся и счётные (статистические) марки Пруссии 1903 г. (рис. 3) и Бадена 1905 г. (рис. 4).
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Рис. 4
Революционные марки — группа марок с таким названием выделена «Большим филателистическим словарём»: «...выпускаются почтовыми властями (обычно местными) во время революций, революционных событий и пр.». Однако выделение в отдельную группу не вполне оправдано, т. к. в разряд «революционных» в таком случае попадают марки самого разного назначения. В нашей стране, например, «революционными марками» долгое время называли советский выпуск 1918 г. «Рука с мечом», марки Испании периода Гражданской войны 1936–1939 гг. и др.
Рекламные марки — а) изъятые из обращения почтовые марки с надпечатанной рекламой (рис. 5); б) ранее употреблявшееся название рекламного купона в марочной тетрадке, буклете (рис. 6);
Рис. 5
Рис. 6
в) почтовая марка, на обороте которой напечатана коммерческая реклама, напр., Великобритания, марки номиналом в полпенни 1887–1892 гг. с рекламой грушевого мыла на обороте, марки по 1 пенни 1912–1924 гг., на оборотной стороне которых были размещены рекламные надпечатки «Международный телеграф», «Почтовый сберегательный банк» и «Установка телефона» (рис. 7) и др.; г) почтовые марки в капсулах, напр., Германия 1922–1923 гг., или марка на подложке с коммерческой рекламой, напр., СССР 1920–1930-е гг. (рис. 8) (всё — по данным «Филателистического словаря» Граллерта и Грушке). Также к рекламным можно отнести некоторые марки, изданные в последние годы, напр., швейцарские «шоколадные» (рис. 9).
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
С предварительным гашением марки — марки, погашенные в листах по заказу почтовых администраций перед продажей какому-либо крупному заказчику, отправляющему почту в больших объёмах (рис. 10). Такие марки, наклеенные на почтовые отправления, не требуют дополнительного гашения, что облегчает работу почты. Также, благодаря нанесённому предварительному гашению, не могут быть приняты для оплаты отправлений в частном порядке. Предварительное гашение [по данным БФС] широко распространено в США, Франции, Бельгии и др.
Рис. 10
По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова
« назад