В предыдущих статьях мы рассказали вам о классификации существующих марок. В этой статье мы продолжаем рубрику и расскажем вам, какие бывают марки (П-П).
Памятные (коммеморативные, специальные) почтовые марки — официальные марки общего пользования (универсальные). К этому виду марок относятся [по справочнику Соколова и Ниселевича]:
– выпущенные в связи с прошедшим, происходящим или предстоящим событием; их признаками являются отражающие это событие рисунки и (или) тексты (рис. 1);
Рис. 1
– выпущенные в связи с годовщинами и юбилеями; их признаки — обозначение на марках юбилейных дат (рис. 2);
Рис. 2
– траурные марки в память видных государственных, политических и общественных деятелей; их признаками являются чёрный (чёрно-красный) цвет и рамка (рис. 3).
Рис. 3
Первой памятной маркой считается марка Перу (1871) по случаю 20-летия старейшей в Южной Америке железной дороги между портом Кальяо, столицей Лимой и её пригородом Чаррильосом (рис. 4). Тиражи памятных марок не всегда меньше стандартных. Например, тираж марки США 1932 г. из памятной серии, выпущенной к 200-летию со дня рождения Дж. Вашингтона, достиг 4 222 198 000 экземпляров (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Паромные марки — специальные почтовые марки для оплаты доставки почтовых посылок, перевозимых на паромах. Выпущены в Дании в 1919– 1975 гг. (надпечатки POSTFÆRGE — «Почтовый паром» — на 49 марках Дании для паромного маршрута Эсбьерг – о. Фанё) (рис. 6).
Рис. 6
Партизанские марки — выпускались партизанскими соединениями (Югославия: 1941–1942 гг., Чехословакия: 1945 г., Италия: 1945 г. и др.) в тылу территорий, контролировавшихся немецко-фашистскими войсками (рис. 7).
Рис. 7
Персонифицированные марки — почтовые марки, выпускаемые по заказу клиентов почты (частных лиц и организаций) с рисунками, предоставленными заказчиком. В некоторых странах (например, Австрия: с 2003 г., Испания и др.) почта выпускает тиражи заготовок («рамки») с названием страны и номиналом, а затем на чистое поле впечатывается оригинальный рисунок (портрет, пейзаж, эмблема и проч.). «Рамка» является знаком почтовой оплаты, и поэтому многочисленные варианты рисунков, отпечатанных на одной заготовке, свободно поступают в почтовое обращение (рис. 8).
Рис. 8
В США подобные персонифицированные марки выпускаются на заготовках, снабжённых компьютерным штрихкодом, что позволяет проводить автоматизированную обработку корреспонденции, франкированной такими марками (рис. 9).
Рис. 9
Другой подход к изданию персонифицированных марок — выпуск листов с однотипными общегосударственными марками и чистыми купонами. Заказанное изображение впечатывается на купоны, марки с такими разнообразными купонами поступают в почтовое обращение (Австралия, Китай, Украина, Голландия и др.). Тиражи персонифицированных марок определяются клиентами почты и составляют обычно несколько десятков или сотен экземпляров (рис. 10). Так, например, по данным французской почты за 2007–2008 гг., собственные марки заказали 26 тысяч клиентов.
Рис. 10
Перфорированные марки — см. зубцовые марки.
По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова
« назад