В предыдущих статьях мы рассказали вам о классификации существующих марок. В этой статье мы продолжаем рубрику и расскажем вам, какие бывают марки (Н-П).
Невыпущенные марки — собирательное название различных знаков почтовой оплаты, подготовленных к выпуску, отпечатанных определёнными тиражами, но не поступивших в почтовое обращение по каким-либо причинам, например, из-за изменения почтовых тарифов, ошибки в тексте или рисунке, по политическим мотивам и т. д. (рис. 1).
Рис. 1
Неперфорированные марки — марки, которые во время перфорирования по недосмотру остались без зубцов (напр., пропуск перфорации на части листа при линейной зубцовке) (рис. 2). Этим отличаются от беззубцовых марок, которые без зубцов выпущены намеренно.
Рис. 2
Непочтовые марки — обобщённое название марок, не являющихся знаками почтовой оплаты (напр., виньетки, рекламные марки, гербовые, благотворительные и т. п.) (рис. 3). В отдельных случаях непочтовые марки используются в качестве почтовых (напр., РСФСР: 1918 г. — сберегательные дореволюционные марки и контрольные марки использовались в качестве почтовых, сначала по номинальной стоимости, а затем с условными переоценками 1 коп. = 1 руб. и 250 руб. за одну марку независимо от её номинала).
Рис. 3
Нетонущей (непотопляемой) почты марки — выпущены в феврале 1921 г. в Голландии (и её колониях) для оплаты корреспонденции, отправлявшейся морским путём в Голландскую Ост-Индию и обратно. На марках надпись: Drijvende brandkast («Плавающий несгораемый ящик») (рис. 4). «Плавающие ящики», несгораемые и недеформируемые, весили 3 т и могли вместить почтовую корреспонденцию такого же веса. Так как практически ни в одном рейсе такие ящики не пригодились, использование их было прекращено в 1923 г. На части марок нетонущей почты (напр., Суринам: 1927 г.) были сделаны надпечатки для их использования в качестве универсальных марок (рис. 5).
Рис. 4
Рис. 5
Обложения почтовым сбором марки — марки, с помощью которых корреспонденция, пересылаемая частным образом крупными банками и фирмами, облагается сбором в пользу государственной почты. Напр., Италия: 1928–1990 гг., с текстом Recapito autorizzato («Повторно разрешено»). К этому же виду марок относятся марки Италии: 1953–1984 гг., с текстом in concessione («по разрешению») для оплаты сбора за пересылаемые посылки (рис. 6). См. также доставочные марки.
Рис. 6
Обратные (возвратные) марки — в разных странах в XIX–XX вв. этикетки (облатки почтовые) для заклеивания и обозначения недоставленных писем, вскрытых с целью установления имени и адреса отправителя. Обратные марки не следует путать с уведомлениями о вручении марками.
Ответные порто-марки — виньетки, обозначающие, что ответное письмо не подлежит франкированию, так как его доставку оплатит получатель (используются фирмами, рассылающими почтовые карточки с бланками заказов на розничные товары; организациями, проводящими по почте массовые опросы населения, и др.).
Отельные (гостиниц) марки — служили для доставки корреспонденции за пределы территории, обслуживаемой почтой, напр., в горно-курортных районах Австрии и Швейцарии (с 1860 г.) (рис. 7).
Рис. 7
Выпускались также спешные марки отельной почты. В настоящее время служат главным образом для рекламирования отелей.
Пакетные марки — см. посылочные марки.
По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова
« назад