КАКИЕ БЫВАЮТ МАРКИ (И-К). ПРОДОЛЖЕНИЕ

В предыдущих статьях мы рассказали вам о классификации существующих марок. В этой статье мы продолжаем рубрику и расскажем вам, какие бывают марки (И-К).

Инструктивные марки — налоговые марки Венесуэлы с текстом «INSTRUCCION» в пользу Фонда бесплатного начального обучения (рис. 1).

Рис. 1

В конце XIX – начале ХХ в. из-за нехватки универсальных почтовых марок («CORREOS», рис. 2) инструктивные марки регулярно использовались как почтовые.

Рис. 2

Интернет-франкировки — см. компьютерные марки.

Инфляционные марки — собирательное название марок разных стран, выпущенных в периоды гиперинфляции (рис. 3). Инфляционные марки представляют интерес прежде всего на письмах, прошедших почту в короткое время их почтового обращения до замены следующим выпуском с более высокими номиналами (напр., Германия: 1923 г.).


Рис. 3

Самый высокий номинал из тех, что когда-либо обозначались на почтовых марках, — 500 000 биллионов (тысяч миллиардов) пенго, т. е. 500 000 000 000 000 000 пенго (Венгрия: 1946 г., рис. 4). Кстати, сейчас эта марка по каталогу «Scott» оценивается в… 0,25 доллара.

Рис. 4

Катапультной почты марки — специальные марки для оплаты почтовой корреспонденции, пересылавшейся на океанском лайнере, с которого почтовый гидросамолёт взлетал с помощью катапультного устройства за несколько сотен километров от американского или европейского побережья и доставлял почту задолго до прибытия парохода в порт. Выпущены 23 августа 1928 г. для катапультной авиапочты корабля «Иль-де-Франс», плававшего по маршруту Гавр — Нью-Йорк. Из-за нехватки универсальных почтовых марок номиналом 10 франков на стандартных марках номиналами 90 центов и 1,50 франка была сделана надпечатка «10 Fr.» — это величина дополнительного сбора за пересылку катапультной авиапочты (рис. 5).

Рис. 5

Квитанционные марки — неточное название квитанционных листков, введённых в Берлине (Пруссия) в 1828 г. «Квитанционные марки» представляют собой листки с номером и оттиском календарного штемпеля. Выдавались отправителю в качестве подтверждения оплаты отправления. Предшественники современной квитанции заказного отправления [«Большой филателистический словарь» — БФС].

Колониальных компаний марки — выпуски различных компаний для концессионных и др. территорий. Например, марки Британской Ост-Индской компании (рис. 6), действительные на всей территории Индии: 1854–58 гг.; Португальской Мозамбикской компании для концессионных территорий в Восточной Африке: 1892–1940 гг. (рис. 7); марки для внутренней корреспонденции Центрального тихоокеанского общества кокосовых плантаций, выпущенные на о-ве Рождества: 1917 г., 1936 г. (рис. 8). К этой же группе марок относят и выпуски [по выражению авторов «Справочника филателиста» Соколова и Ниселевича: «сюда же примыкают марки…»] Зоны Панамского канала (рис. 9).

   
Рис. 6

   
Рис. 7

   
Рис. 8

   

Рис. 9

Коммеморативные марки — см. памятные марки.

Компьютерные (компьютерной печати) марки — почтовые марки, отпечатанные с применением компьютерных технологий (рис. 10) и проданные заказчику специальным торговым автоматом (стали внедряться благодаря решениям 20-го Всемирного почтового конгресса, прошедшего в декабре 1989 г. в Вашингтоне). Ныне компьютерные торговые автоматы установлены в почтовых отделениях разных стран мира (напр., США, Израиль). В зависимости от типа автомата печатаются марки с применением штрихкода и марки заранее заданного рисунка, на фоне которого «вбивается» один из фиксированных номиналов, напр., в США: 1992–96 гг., 29 центов и 32 цента (отпечатанные по иной технологии, нежели автоматные марки, они тем не менее внешне схожи с автоматными). Первые выпуски компьютерных марок весьма редки на конвертах, прошедших почту.

Персональных компьютеров марки (интернет-франкировки) — печатание знаков почтовой оплаты на персональном компьютере стало возможным благодаря всё более активному использованию системы платежей по Интернету и работе специальных сайтов (напр., в США —stamps.com, endicia.com и др.). Эти программы позволяют самостоятельно вычислить необходимую сумму оплаты за почтовое отправление в зависимости от его веса, назначения и т. д. (напр., в США диапазон использованных номиналов: от 23 центов до 133,20 доллара). По внешнему виду марки персональных компьютеров схожи с марками, которые продают компьютерные торговые автоматы.

Рис. 10

Консульской почты марки — временные выпуски консульств в зарубежных странах (как правило, находящихся в состоянии войны) для нужд своей почтовой спецслужбы (напр., выпуски британской консульской почты на Мадагаскаре: 1884–86 гг. (рис. 11); выпуски французской консульской почты в Иерусалиме во время войны между Израилем и арабскими государствами: 1948 г.). Марки консульской почты не следует путать с авиапочтовыми служебными марками (напр., РСФСР, «Авиапочта. Специальный выпуск»: 1922 г.).

   
Рис. 11


По материалам журнала «Филателия»
и Евгения Обухова

« назад