Гуммирование — нанесение на бумагу растворимого в воде клея, обеспечивающего крепления марки к конвертам и карточкам. В зависимости от составных частей гуммирование марок бывает гладким, ломким, зернистым, бесцветным или цветным, а при высоком содержании костного клея — весьма прочным. При определённых химических примесях клей может разрушительно влиять на бумагу.
Оригинальный клей
Цветное гуммирование было частым в XIX в., применялось как средство защиты от фальсификации, а также для того, чтобы на почтовом отправлении оставался след, если марка отклеится. У многих классических марок слой гуммирования содержит слишком большую долю костного клея, который с большим трудом растворяется в воде, стоек против различных химических растворителей и частично способствует тому, что бумага становится ломкой, например, марки «Ганновер 1850–1860 гг.» и др.
Экономное гуммирование
Неровный клей
Нехватка сырья, например, в бывшей Советской зоне оккупации Германии в 1945–1946 гг. вынуждала типографистов экономить материалы. Экономное гуммирование позволяло снизить расход клея примерно на 50% по сравнению с полным гуммированием. Иногда, чтобы предотвратить свёртывание марочной бумаги при колебаниях влажности и температуры, нанесённый клеевой слой подвергается рифлению (ломке). Рифление — механическое разрушение клеевого слоя в полузатвердевшем состоянии узорчатыми валами, чаще всего с узорами в виде плетения или пчелиных сот. Так называемый «клей узорчатый» (рифление в виде рисунка) наносился, например, на марки Чехословакии 1923 г., изданные к 5-летию Республики (монограмма «C.S.R.» и рисунок в косую клетку).
Рифлёный клей
В тропических странах с влажным климатом почтовые марки иногда выпускаются без клея или гуммируются так слабо, что листы не слипаются. Однако такие марки перед использованием приходится смазывать клеем. Стойкое в тропических условиях, впрессованное в оборотную сторону марки гуммирование имеют, например, разные марки Венесуэлы, издававшиеся с начала 1960-х гг. На марках используются следующие типы клея: декстрин, получаемый нагреванием крахмала; гуммиарабик, или аравийская камедь, получаемые из акации; клей, получаемый из желатина (на марках использовался редко); поливиниловый спирт (ПВА).
Повреждённый клей, следы наклейки
В последнее время во многих странах активно выпускаются самоклеящиеся марки. Первые такие марки были выпущены в Сьерра-Леоне в 1964 г. В России первые «самоклейки» изданы в 2002 г. Такие марки стали широко использоваться в почтовых отделениях. Процесс наклеивания самоклеек на конверт предельно упростился, потому что стало не нужно смачивать так клеевую сторону марки. Однако многие филателисты негативно среагировали на новшество. Дело в том, что получить марку с реальной перфорациией (высечкой) без отделения её от специальной клеевой плёнки и положить её в кляссер, стало невозможным. Кроме этого, снять (отмочить) погашенную марку с конверта, без её повреждения, стало практически нереально, поскольку стал применяться нерастворимый в воде клей.
Марочный лист с марками-самоклейками
Повторным гуммированием филателисты называют нанесение вторичного клея на марки, утратившие оригинальный клей. Часто повторный клей наносят в целях фальсификации (для сокрытия изъянов от наклейки, придания товарного вида негашёной марке, потерявшей клей). Филателисты различают и другие виды марочного клея (например, гигроскопичный, картофельный, корявый, неравномерный, сухой и т. п.).
В заключение важно отметить, что состояние клея всегда значительно влияет на определение реальной цены любой марки.
По материалам «Филателистического словаря»
В. Граллерта и В. Грушке
и журнала «Филателия»
« назад