Начиная с 13 января 2020 года в рубрике «Полезные советы» был опубликован цикл, в котором описаны основные способы печати знаков почтовой оплаты, в первую очередь — марок. Сегодня для удобства восприятия материала приводится сравнительная таблица их наиболее характерных признаков, как подробно отмечалось ранее, основные способы получения изображения на бумаге или другом материале, применяемые при изготовлении марок, делятся на 3 вида:
а) высокая печать, в каталогах встречаются виды высокой печати: на пишущей машинке, ручным штемпелем, с типографского набора, с гравюры на металле («печ. типографская»), ксилография, автотипия, конгревное тиснение;
б) плоская печать, в каталогах: литография, офсет (растровый и штриховой), фототипия;
в) глубокая печать, в каталогах: меццо-тинто, растровая (ракельная), металлография.
Часто для получения более высокого качества изображения применяются комбинированные способы печати. Способ трафаретной печати для изготовления почтовых марок непригоден, но в некоторых странах используется для печатания изображений на конвертах первого дня. Основные отличия способов печати приведены в таблице [по Соколову и Ниселевичу, с уточнениями].
А таблица различий по растрам автотипии (высокая печать), офсета (плоская печать) и ракельной глубокой печати опубликована в статье от 12.08.2021 г. рубрики «Полезные советы».
Печать высокая (текст надпечатки) на офсетной марке
Печать глубокая (марка с открытки) и офсет (марка из листов)
Цветная автотипия и типографская печать (рамка)
Цветная фототипия
Высокая типографская печать. На марках хорошо заметны углубления от нажима печатной формы
Печать глубокая растровая
Двухцветная металлография
Стоит упомянуть ещё несколько технологий, которые не вписываются в классические каноны «высокой — плоской — глубокой» печати и применяются в разных странах при изготовлении марок. Стереоскопическая печать даёт объёмное восприятие изображения, хотя фактически рисунок марки находится на бумаге в одной плоскости. Подобные марки издаются рядом стран с 1967 г. Последовательность производства стереоскопической печати [по Соколову и Ниселевичу]:
— получение кодированного изображения. Воспроизводимый объект снимается с разных точек зрения, частичные изображения копируются на одну фотоформу. Эти кодированные изображения состоят из длинных узких полосок, содержащих информацию об объекте съёмки под каким-либо углом зрения. Две такие полоски, несущие информацию для левого и правого глаза, являются стереопарой. Чем больше стереопар на поле марки, тем лучше объёмное изображение.
— печатание растровых кодированных изображений производится офсетным способом с большим разрешением (не менее 120 линий растра на 1 см); кодирование изображения производится, как правило, одновременно с его печатанием. Этот растр состоит из ячеек, представляющих собой тонкие полоски прозрачного материала. С внешней стороны их поверхность цилиндрическая, со стороны, прилегающей к отпечатанному кодированному изображению, поверхность растра линзового плоская. Линии растра должны точно совмещаться с линиями изображения на оттисках. Именно эти прозрачные ячейки позволяют каждому глазу видеть свои изображения, которые в сознании формируются в объёмный образ. Первые стереоскопические марки были напечатаны в Японии для почты Бутана. Способ печатания стереоскопических марок довольно дорог. Снимки для марок были сделаны специальной камерой, которая весила около тонны. А точность печати стереомарок в три раза больше, чем при высокой печати.
Стереоскопические марки
Лентикулярная технология — способ производства почтовых марок, дающих при рассмотрении эффект движения изображения. В 2006 г. в Нидерландах изданы первые такие марки. На этих миниатюрах запечатлены небольшие фрагменты телетрансляций с зимних Олимпиад 1972 г. в Саппоро и 1988 г. в Калгари. В основе видеомарок — разработки одной из новозеландских фирм. Благодаря множеству крошечных точечных линз (в отличие от линейных линзовых ячеек для неподвижного стереоизображения) воспринимаемая картинка на марке последовательно многократно меняется с изменением угла зрения. В 2008 г. лентикулярную марку выпустила почта Австрии к чемпионату Европы по футболу. Она вызывает у зрителя оптический эффект фильма длиной около трёх секунд, воспроизводящего один из голов форварда А. Херцога. Изданы такие марки и в ряде других стран.
Лентикулярная технология — изображения на марках движутся при просмотре
Термография — уникальный способ придания печати рельефа и глянца, золотого или серебряного эффекта, блестящих переливов. Он предполагает использование термографического порошка, изготовленного путём тонкого помола. Этот порошок наносится на ещё не высохшую краску, и далее при высокой температуре плавится, и прилипает к бумаге. В результате получается выпуклое изображение. Для этого используется термограф — специальный аппарат туннельного типа, где происходит напыление порошка на оттиск, удаление его излишков с незапечатанных областей и далее термоподъём при температуре порядка 180°С.
Термография. На марку нанесён тончайший слой скальной породы
Термография. На изображение корта нанесён слой песка.
Вышитая марка
Блок с кристаллами Сваровски
Марка, напечатанная на конверте с применением голографии
Факсимильная печать на тонком картоне
Барельефная марка на пластике
Со второй половины прошлого века для изготовления марок, кроме бумаги, стали применяться самые разнообразные, порой экзотические материалы, а также новейшие технологии. Тем не менее основные виды печати остаются неименными и сейчас.
По материалам журнала «Филателия» и Е. Обухова
« назад