ГЛУБОКАЯ ПЕЧАТЬ. II ЧАСТЬ

В этой статье завершается обзор основных способов, которыми печатались и печатаются знаки почтовой оплаты (начало — статья от 13.01.2020 г.). В следующем очерке будут даны сравнительные признаки всех изученных в «Школе филателиста» способов печати, что поможет в практическом применении полученных знаний.

В предыдущей статье были рассмотрены типы растров для ракельной глубокой печати, показаны фрагменты растровых изображений марок. Читателю уже известно, что растр может применяться при всех способах печати. Для высокой печати и плоской печати он представляет собой стеклянную пластину (или плёнку) с нанесённой на неё тончайшей сеткой из пересекающихся непрозрачных линий и прозрачных растровых точек, растровых ячеек. При фоторепродуцировании оригинала с помощью растра через него проходит свет и воздействует на светочувствительный слой, где образуются тёмные точки, ячейки различной насыщенности (в обратной зависимости от цветовой насыщенности того или иного участка оригинала).

 

Схема растра для глубокой печати

Растр для глубокой печати — это стеклянная пластина (или плёнка) с сеткой из прозрачных линий на тёмном фоне. Сетка контактным способом наносится на печатную плату. Как отмечается на сайтах по разновидностям марок СССР, в отличие от высокой и плоской печати растр глубокой печати не участвует в передаче шкалы яркостей, а является вспомогательным средством для создания на печатной форме прямо «по изображению» опорных элементов для движения ракеля. Далее изображение, разложенное на мельчайшие элементы с помощью растра, подвергается травлению. В зависимости от числа линий решётки на 1 погонный сантиметр, растры называются 24-м, 60-м, 80-м и др. Например, 60-й растр разлагает изображение в 1 кв. см. на 3 600 (60х60) точек. При разных способах печати растры выполняют различные задачи. Вот как отличают растры для высокой печати, растры для плоской печати, растры для глубокой печати (приводится с уточнениями по справочнику Граллерта – Грушке):

 

  

Фрагменты рисунка марки «Маяковский» с разными растрами

 
Схема металлографской печати (по Н. Владинцу)

Немало разговоров в филателистической периодике идёт о так называемом «негативном» растре. Это визуально наблюдаемая на марке растровая сетка, у которой (в отличие от обычного растра) точки белые, а линии между ними — цветные (тёмные). Как правило, «негативный» растр занимает не всю площадь рисунка — на более светлых участках расположен обычный
(«позитивный») растр.

Необходимо напомнить, что ракель скользит при печати по поверхности линий растра, они — не печатающие элементы, служат только для опоры ракеля. Поэтому, как отмечают авторы одного из сайтов «Разновидности марок СССР», идея о том, что «негативный» растр получается при использовании печатной платы с «обратной» растровой сеткой (т.е. выпуклые точки и углублённые линии), является неверной. Печатная форма при глубокой печати всегда имеет нормальный «позитивный» растр. Основной же причиной возникновения «негативных» растров является нарушение технологии, когда из-за плохого качества бумаги и краски растровые линии запечатываются, замазываются, а ячейки остаются белыми, не воспринимая краску.

 

 

Металлография. Одна из самых красивых советских марок. Гравёр П. Ксидиас
 
Наконец, ещё один вид глубокой печати — металлография. При нём клише для формы гравируется вручную на меди или стали (напр., марка РСФСР 1921 г. «Освобождённый пролетарий», марки 1950-х гг. из серии
«Ордена СССР»; марки и блоки РФ 1990–2000-х гг. из серии «История Российского государства», отпечатанные металлографией в сочетании с офсетом, и сотни др. знаков почтовой оплаты СССР и Российской Федерации). Главное художественное достоинство металлографии — широкий диапазон цветовых тонов и мягких тоновых переходов, которые создаются за счёт различной глубины и ширины штрихов гравюры на металле. Толщина красочного слоя металлографской печати в 20–25 раз больше, чем плоской офсетной и высокой (типографской). Наилучшее качество металлографской печати достигается на увлажнённой бумаге, при этом передаются все без исключения нюансы гравюры на печатной форме. Во второй половине ХХ века в ряде стран, в том числе и в СССР, из экономических соображений перешли к печати на сухой бумаге. При этом способе требуется большее давление формы на бумагу, клише требуется гравировать более грубо.

Признаки металлографии (металлографской печати):
— чистота линий большая, чем на марках, изготовленных ракельной глубокой печатью;
— приятная шероховатость, выпуклость линий рисунка на марке ощутима при прикосновении и заметна на взгляд без лупы;
— растровых точек нет.

Рисунок металлографской марки (гравюра на металле) вырезается в натуральную величину на пластинке полированной и размягчённой (незакалённой) стали или полированной медной пластинке. Художественные части рисунка гравируются штихелем вручную, орнаменты, фон и др. второстепенные элементы, как правило, обрабатываются гравировальной или гильоширной машиной. Сроки создания оригинала гравюры для марки на Гознаке обычно колебались от полутора до двух месяцев. В настоящее время оригиналы гравюр для марок часто изготавливаются с помощью компьютера, что несколько снижает уровень изящества таких работ. При классическом процессе изготовления клише (печатной формы), подготовленный художником рисунок марки фотографируется со значительным увеличением. На снимок накладывается плотная плёнка, и все контуры рисунка на ней процарапываются, полученные углубления заполняются графитом. С плёнки делают шаблон в зеркальном отображении на цинковой загрунтованной пластине и вновь процарапывают. Абрис (полученные линии рисунка) вытравливается кислотой, места, на которых грунтовка не нарушена штрихами (царапинами), остаются неуглублёнными. Затем полируется специальная медная пластина, и с помощью пантографа на неё переносится изображение марки, уменьшенное до натуральной величины. После чего гравёр приступает к изготовлению печатной формы


  

 

 

Металлография. Печать в одну и в несколько красок

 

Печать металлографская в сочетании с глубокой печатью

 

Металлография. Характерный рельеф на клеевой стороне

  

Металлография в сочетании с глубокой печатью. Разные клише

  

Офсетная печать                               Металлографическая печать

В зависимости от техники гравировки различают:
— линейную манеру (тонкое нанесение резцом параллельных и пересекающихся линий);
— пунктирную манеру (гравирование рисунка с помощью пуансона и др.);
— скоблящую манеру (выскабливание рисунка на предварительно зернённой медной пластинке);
— гравирование холодной иглой (процарапывание рисунка гравировальной иглой);
— смешанную гравюру.
Гравюра на металле используется также и для высокой печати, но здесь оригинал-клише размножается на печатной пластине с помощью специального оборудования. При этом способе оригинал вырезается, как правило, на меди, реже используется свинец.


 

Гравюра на металле. Линейная манера



По материалам журнала «Филателия» и Евгения Обухова



« назад