ШКОЛА ФИЛАТЕЛИСТА. ПЛОСКАЯ ПЕЧАТЬ. ФИТОТИПИЯ И ОФСЕТ

Плоская печать
Напомним, что ранее в рубрике «Полезные советы» были опубликованы материалы об основах практической филателии. В первую очередь описывались существующие способы, которыми изготавливаются марки, — то есть высокая, плоская и глубокая печати. Уже полностью были разобраны и описаны признаки высокой (типографской) печати. В данной статье предлагается информация о плоской печати, к основным видам которой относятся литография, фототипия и офсет.
 
Литографский камень конца XIX в.

Фототипия — безрастровый способ плоской печати, основанный на использовании свойств светочувствительного желатинового слоя, нанесённого на матовую поверхность стеклянной или металлической пластины. После специальной обработки скопированное с негатива изображение разбивается в желатиновом слое на зёрна различной формы и величины. Фототипные зёрна воспринимают краску и передают полутона изображения. 


 
 

  

Марки, изготовленные фототипией, и увеличенные фрагменты с характерной зернистостью

Признаки фототипии: нерезкие контуры изображения; отчётливо видны точки неправильной формы, как бы сморщенные зёрна, что обусловлено технологией изготовления печатной пластины и свойством поверхности её хроможелатинового слоя. Фототипия использовалась при печати многих отечественных марок, начиная с 1930-х гг. (за рубежом, как правило, не применялась). Первые отпечатанные способом фототипии марки 1931 г. номиналами по 50 коп. из серии «Дирижаблестроение в СССР» (тёмно-коричневая и чёрно-синяя, знаменитая «Аспидка» или «Аспидно-синий дирижабль»).

 

 
Офсет (офсетная печать) — непрямой способ плоской печати, при котором изображение марки передаётся с печатной формы сначала на эластичную промежуточную поверхность (резиновый цилиндр), а уже с неё — на бумагу. Печатные формы изготавливаются на алюминиевых пластинах с нанесённым светочувствительным слоем, куда копируется изображение (для каждой из красок готовится отдельная форма). При печати краска воспринимается только теми элементами изображения (растра), которые подверглись обработке и покрыты жиром. А пробельные элементы, удерживающие своей необработанной шероховатой поверхностью воду, отталкивают краску и остаются чистыми. Для каждой из используемых при печати красок готовится своя форма. Эластичность резиновой поверхности, на которую накатывается изображение марок, резко снижает необходимое при печати давление. Это позволяет передавать краски на бумагу тонкими слоями и увеличить скорость печатания, что важно при производстве больших тиражей знаков почтовой оплаты. Для получения многоцветного изображения бумага пропускается в офсетную машину повторно, например, при печати в 4 краски на двухкрасочной — одном из типов офсетных машин. Ныне офсет — один из самых распространённых способов печати, пригоден во всех случаях, когда не требуется точное воспроизведение мельчайших деталей рисунка марки.
 
 

 

Многоцветная офсетная печать и фрагмент с растром

Признаки офсетной печати [приводится с уточнениями по Соколову и Ниселевичу]:
— мягкое, без резких контуров изображение;
— краска по краям печатающих элементов слабее (что хорошо заметно под лупой), так как с краёв она интенсивнее впитывается в бумагу;
— красочный слой в целом тонкий, хорошо впитавшийся в бумагу;
— растровые точки круглые, разной величины.

Многие советские марки напечатаны офсетом. Марки, напечатанные так называемым «полным» или «штриховым» офсетом (без применения растра), похожи на улучшенные литографские. При применении растра (так называемый «растровый офсет») растровые точки круглые, разных размеров, как при автотипии, но без присущих автотипии вдавленностей (автотипия, напомним, является способом высокой печати). И при полном, и при растровом офсете слой краски тонок, более равномерен и интенсивен, чем при литографии, контуры оттисков мягкие, краска по краям печатающих элементов выступает слабее, хорошо впитывается в бумагу.

 

 

 

 

Марки, изготовленные штриховым офсетом (без применения растра)

Кстати, зная всё это, можно легко распознавать некоторые фальсификаты. Вот две марки Украины 1992 года — так называемый «Киевский выпуск». На левой иллюстрации надпечатка подлинная — офсетная, краска надпечатки лежит ровно; на правой иллюстрации — фальсификат, печать высокая, краска выдавливается к краям герба и цифр.

 

 
По материалам журнала «Филателия» и Евгения Обухова

« назад