Плоская печать. Литография
В предыдущих статьях рубрики были описаны признаки высокой (типографской) печати. Следующая на очереди — информация о плоской печати, к основным видам которой относятся литография, фототипия и офсет.
В 1796 году Иоганн Алоиз Зенефельдер (1771–1834) изобрёл новую технику плоской печати — литографию. По одному из рассказов, Зенефельдер по рассеянности записал счёт из прачечной на известняковом камне, и он отпечатался также случайно на влажной ткани. Зенефельдер понял, что запись можно тиражировать. Даже если эта история вымышлена, в ней содержится зерно истины.
Литографский камень. Конец XIX века
Спустя годы изобретатель опубликовал сочинение «Точное руководство печатания на камне», частично переведённое на русский язык в 1819 году. После этого открытия Зенефельдер полностью посвятил себя новому делу, он выхлопотал себе привилегии в разных городах Европы. Основал типографию для печати нот в Вене. В 1809 году он был приглашён в Мюнхен для организации процесса литографии при королевской комиссии составления карт.
Марка ФРГ посвящена юбилею изобретения литографского способа печати Иоганном Алоизом Зенефельдером
В основе этого способа печати (в отличие от высокой и глубокой) лежит не механический, а химический процесс. Все печатающие и непечатающие элементы печатной формы лежат практически на одной плоскости.
Юмористический, но зато наглядный пример использования плоской печати — слово, выведенное краской на стене и отпечатавшееся на плаще прохожего, к этой стене нечаянно прислонившегося. Если же вернуться к серьёзному разговору о процессе, то он осуществляется так: в результате специальной обработки на поверхности формы из металла или камня создаются участки, которые воспринимают краску и передают её на бумагу, и участки, краску не воспринимающие (пробельные). Как уже отмечалось, к видам плоской печати относятся литография (литографская печать), офсет (офсетная печать), фототипия (фототипическая печать).
Литография (литографская печать) — способ прямой плоской печати, при котором печатная форма изготавливается на литографском камне (реже — на пластинах из алюминия или цинка). Способ основан на том, что жирные штрихи и точки обладают способностью воспринимать краску. Нанесённый рисунок (оригинал штриховой или растровый) обрабатывается обычно смесью азотной кислоты с аравийской камедью. Затем камень промывается водой. При этом покрытые жиром участки рисунка остаются несмоченными и переносят краску на бумагу, а мокрые участки изображения остаются без
краски.
Старинный литографский станок и схема печати (по Н. Владинцу)
Ныне литографская печать применяется редко из-за малой производительности и нечёткости, неяркости получаемого изображения. Признаки литографской печати (по справочнику Соколова и Ниселевича):
— нередко прерывающиеся, нерезкие контуры и линии, мелкие непропечатки в плашках, фонах;
— краска в большинстве случаев матовая, ненасыщенная по тону, что обусловлено тонкостью красочного слоя.
Признаки литографской печати
Применяется несколько способов литографии:
— перьевая (изображение наносится жиросодержащей литографской тушью на камень или цинковую пластину — старейшая технология);
— меловая (изображение наносится литографским карандашом — мелком на камень или цинковую пластину);
— гравюра на камне. Рисунок нарезается гравировальной иглой на полированном литографском камне. Как правило, печатание марок производится не с этого оригинального, а с машинного камня, на который переводится изображение, например:
марки РСФСР 1922 г. «В помощь населению, пострадавшему от неурожая»,
первая серия СССР 1923 г. «Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка», часть марок 1923–1926 гг. из «Золотого стандарта» СССР, и др.
— травление по камню (изображение вытравливается непосредственно кислотами);
— фотолитография (фотомеханическая обработка камня, печать производится не с оригинального, а с машинного камня).
Многоцветная литографская печать — хромолитография. Здесь для каждой из красок используется отдельный литографический камень, например, земские марки Юбилейной серии Краснинского уезда 1912 г.
Иногда марки печатались и другими видами плоской печати. Например, в 1900 г. в Мафекинге*, в период Англо-бурской войны, две миниатюры были изготовлены светокопировальным способом, который позволяет получать копии с оригинального рисунка на бумаге, покрытой светочувствительным слоем.
Портрет Роберта Баден-Пауэлла, «героя Мафекинга», основателя скаутского движения и изображение лидера кадетов — 13-летнего Уорнера Гудиера, сидящего на велосипеде.
Лист марки номиналом в один пенни, на котором хорошо видны следы технологических склеек и других операций, выполнявшихся при светокопировании
В 1992 году, в период «буйства почтовых тарифов» и нехватки общегосударственных знаков почтовой оплаты, свои марки (провизории) выпустил Харьковский почтамт, которые выполнены способом плоской печати на ротапринте. Интересно, что оригиналы листов восьми номиналов (содержавших по 100 марок) делались вручную, поэтому каждый экземпляр в листе имеет индивидуальные отличия в конфигурации вензеля и цифр номинала.
*Мафекинг — город в ЮАР. Во Вторую Англо-бурскую войну, гарнизоном которого командовал Роберт Баден-Пауэлл, Мафекинг издавал свои собственные почтовые марки, известные как Mafeking Blues, для оплаты почтовых услуг во время осады.
По материалам журнала «Филателия» и Евгения Обухова
« назад