В двух предыдущих статьях рубрики было рассказано о том, какими способами печатаются марки, и начат разговор об одном из основных видов печати — высокой. В этом выпуске «Школы филателиста» более подробно описано, как же различаются те или иные почтовые миниатюры, выполненные высокой или, как её ещё называют, типографской печатью.
Итак, к изготовленным способом высокой печати относятся марки, напечатанные:
а) на пишущей машинке, например, марки Уганды 1895–1896 гг., некоторые фантастические марки России 1990-х гг.; а в 1990-е годы несколько серий провизориев города Чернигова были отпечатаны похожим методом с применением компьютера, что, конечно же, значительно повысило производительность по сравнению с печатью на пишущей машинке;
Марки, отпечатанные на пишущей машинке и на принтере (справа)
б) ручным штемпелем (например, некоторые земские марки России);
Печать ручным штемпелем (номинал)
в) с набора (типографского), когда рисунок марки составлен из типографских букв, цифр, линеек, орнаментов;
Печать с типографского набора
Печать с типографского набора (надпечатка и марка целиком)
Печать с типографского набора (марки Уганды, наклеенные на письмо)
г) с гравюры на дереве (ксилография). Этим способом отпечатаны, в частности, марки СССР 1960–70 гг., автором которых является выдающийся художник А. Калашников, марки Третьего стандартного выпуска РСФСР 1922–23 гг. Оригинал в зеркальном изображении переносится на деревянную пластинку (обычно самшитовую), и всё то, что не должно отпечататься на бумаге, вырезается. Обычно с ксилографической формы изготавливают матрицы из мягких материалов (гипс и др.), а по этим матрицам — формы для печати;
Фрагмент гравюры на дереве и марка, отпечатанная способом ксилографии
Марка, отпечатанная способом ксилографии, и её фрагмент
д) автотипией, с применением растра (напр., марки СССР из серии «К 10-летию Первой конной армии», 1930 г. и мн. др.).
Автотипия — это фотомеханический (без гравирования) способ высокой печати, при котором оригинальный рисунок марки фотографируется через растр. Растровый негатив копируется на цинковую или медную пластину, которая подвергается травлению. В результате этой операции на пластине получаются точки разной величины (чем темнее, насыщеннее негатив, тем сильнее вытравливание — точки остаются мелкими и на отпечатке дадут светлые тона; а там, где негатив светлее, вытравливание происходит медленнее, точки крупные — на отпечатке дадут тёмные тона). Эти точки служат печатающими плоскостями. Таким образом, печатная форма состоит из совокупности высоких (выступающих) рельефных точек разной величины, что позволяет тонко передать все оттенки оригинала.
Схема растра для автотипии
Признаки автотипии: всё изображение на марке делится на круглые точки разной величины — крупные на тёмных местах и более мелкие на светлых; краска по краям точек сильнее выдавлена, в середине точек бывают просветы; один и тот же цвет, которым напечатана марка, имеет на взгляд разную яркость (полутон), что образуется за счёт разности размеров точек;
Цветная автотипия и фрагмент растрового изображения
Автотипия и фрагмент растрового изображения
е) с гравюры на металле, не путать с изготовлением печатных форм для глубокой печати (металлографии) — там печатающие элементы углублены, рисунок вырезается вручную в натуральную величину на пластинке полированной и размягчённой (незакалённой) стали или полированной медной пластинке, об этом будет рассказано позднее. Для высокой печати оригинал-клише размножается на печатной пластине с помощью специального оборудования. При этом способе оригинал вырезается, как правило, на меди, реже используется свинец;
Изготовление гравёром клише
ж) тиснением (конгрев, конгревное тиснение). Способ высокой печати с глубоко гравированной формной пластины, дающий рельефное изображение. Подразделяется на плоское тиснение с помощью штампа, которым надавливают на бумагу (в результате чего выпуклое изображение получается почти в одной плоскости с поверхностью бумаги); на рельефное конгревное тиснение, производящееся с помощью комбинации штампов, имеющих углублённый рельеф, и контрштампов, повторяющих изображения штампов, но в обратном, выпуклом виде.
Конгревное тиснение (эмблема)
Штамп (форма) для тиснения изготавливается из стали или латуни (патрица), а матрица, необходимая для получения рельефа, из смеси отмученного мела, цемента и гуммиарабика
Схема конгревного тиснения (по Н. Владинцу)
Как правило, в настоящее время применяется конгревное бескрасочное тиснение, которое используется для обработки деталей рисунка марки, например, в серии РФ 2005 г. «Сокровища сарматов», в блоке РФ 2008 г. «Археологическое наследие России», на мн. др. марках и блоках СССР, Российской Федерации и на некоторых земских марках. Иногда для изготовления марок использовалось полностью бесцветное тиснение (напр., для марки городской почты Тифлиса 1857 г., для земских марок Васильского уезда и др.).
Марка городской почты Тифлиса 1857 г.
Марка земской почты Васильского уезда 1871 г.
В филателистических словарях на эту тему стоит также посмотреть статью «Бескрасочная (блинтовая) печать». С последней трети ХХ в. в разных странах выпускается всё больше марок и блоков с тиснением на металлической (золотой, серебряной и др.) фольге.
По материалам журнала «Филателия» и Евгения Обухова
« назад