История развития авиации в России неразрывно связана с именем выдающегося российского авиаконструктора, учёного и изобретателя Игоря Ивановича Сикорского, создателя первого в мире тяжёлого четырёхмоторного и пассажирского самолёта и бомбардировщика «Илья Муромец». История создания этого легендарного самолёта заметно отразилась в разнообразных выпусках знаков почтовой оплаты, что, несомненно, обогатило столь популярную у филателистов авиационную тему.
Игорь Иванович Сикорский (рис. 1, 2, 5, 6, 7, 17, 18, 20) родился 25 мая 1889 года в Киеве. В 1911 году окончил Киевский политехнический институт — КПИ (рис 2), при котором ещё в 1906 году организовался студенческий воздухоплавательный кружок. В 1909 году было образовано Киевское общество воздухоплавания, в результате деятельности которого началось активное развитие авиастроения.
Рис. 1. ХМК России 2014 года «125 лет со дня рождения И.И. Сикорского. Самолёт "Илья Муромец"»
Рис. 2. Марка Украины 1998 года «100 лет Киевскому политехническому институту (КПИ). Выдающийся авиаконструктор И.И. Сикорский»
Всего Игорем Сикорским в России в 1910–1917 годах было создано два с половиной десятка моделей самолётов и их модификаций, не считая совместных разработок, двух вертолётов, трёх аэросаней и одного авиадвигателя. В возрасте 23 лет он стал главным конструктором Русско-Балтийского завода и самым молодым авиационным изобретателем в мире. В 25 лет И.И. Сикорский стал кавалером ордена Святого Владимира IV степени. К 28 годам он уже был национальным героем. В 1918 году эмигрировал из России во Францию, а затем в США. Там в 1923 году основал авиационную фирму Sikorsky Aero Engineering Corporation. Начало деятельности И.И. Сикорского в США было весьма непростым. Так, известно, что выдающийся русский композитор Сергей Рахманинов (рис. 3, 4) прислал ему чек на 5 тысяч долларов, что в пересчёте на нынешний курс — около 100 тысячи долларов. Когда дела на фирме улучшились, И.И. Сикорский вернул эти деньги С.В. Рахманинову с процентами. После этого некоторое время С.В. Рахманинов лично участвовал в предприятии, занимая должность вице-президента.
.jpg)
Рис. 3, 4. Марки Сербии и Монако, изданные в 2023 году
к 150-летию со дня рождения Сергея Рахманинова
За границей под руководством И.И. Сикорского созданы многие типы пассажирских и военных самолётов и вертолётов различного назначения (рис. 5, 6). B 1963 году он был награждён высшей научной наградой Американского общества инженеров-механиков — медалью ASVT. Умер 26 октября 1972 года в городе Истон (США).
Рис. 5. Марка США 1988 года «Игорь Сикорский»
Рис 6. КПД США «Игорь Сикорский», погашенные 23 июня 1988 года в городе Стратфорд (штат Коннектикут), в котором с 1929 года располагается авиастроительная компания Sikorsky Aviation
Рис. 7. Блок Республики Джибути 2014 года
«125 лет со дня рождения Игоря Сикорского»
Наиболее значимым самолётом, созданным под руководством молодого авиаконструктора в России, стал многомоторный биплан «Илья Муромец». История его создания достойно отражена в филателии. В 1912 году авиационным отделом Русско-Балтийского вагонного завода (РБВЗ) в Санкт-Петербурге под руководством И.И. Сикорского разработан и построен первый в мире многомоторный самолёт. Молодой инженер создал эту машину в качестве опытного самолёта для дальней разведки. По меркам 1910-х годов самолёт имел исполинские размеры, и неслучайно одним из его первых названий было «Гранд» (иногда назывался «Гранд Балтийский» и «Большой Балтийский»). 2 марта 1913 года на нём совершены первые подлёты. Первоначально на самолёте было установлено 2 двигателя «Аргус» в 100 л каждый (рис. 8). Сразу же после первых проб выяснилось, что мощность двигателей недостаточна, и в тандем к первым добавили ещё 2.
.jpg)
Рис. 8. Фотография 2013 года, запечатлевшая полёт двухмоторного самолёта «Гранд» над Корпусным аэродромом Санкт-Петербурга
Рис. 9. Блок государства Сент-Китс 1983 года «200 лет пилотируемых полётов».
На марке номиналом и поле блока изображён «Русский витязь»
Рис. 10. Марка из блока Сент-Китс «Сикорский. "Русский витязь".
70 лет первому полёту четырёхмоторного аэроплана. Май 2013»
С этого времени аппарат по патриотическим соображениям стали именовать только по-русски «Большой Балтийский» («Большой Русско-Балтийский») или просто «Большой». Первый полёт с такой компоновкой двигателей состоялся 26 мая 1913 года. После этого конструктор поставил все четыре двигателя в ряд (рис. 9, 10). Такое техническое решение значительно увеличило общую тягу винтов. Первый полёт такого самолёта состоялся 23 июля 1913 года. 2 августа 1913 года самолёт установил мировой рекорд продолжительности полёта — 1 час 54 минуты. Сенсационные демонстрации первого в мире четырёхмоторного гиганта И.И. Сикорского воспринимались как очевидное техническое достижение России, поэтому со второй половины июня 1913 года самолёт стал именоваться «Русский витязь» (рис. 10, 11, 12). К столетию этого события в России был издан ХМК (рис. 13).
Рис. 11. Марка СССР 1974 года из серии «Отечественное самолётостроение. "Русский витязь"»
Рис.12. КПД СССР 1974 года «Отечественное самолётостроение»
с изображением «Русского витязя» на штемпеле
Рис. 13. ХМК России 2013 года
«100 лет. Первый полёт "Русского витязя" конструкции И.И. Сикорского»
После достигнутого успеха И.И. Сикорский приступил к постройке второго воздушного судна-гиганта, ставшего прямым развитием «Русского витязя» и названного авиаконструктором в честь былинного русского богатыря (рис. 14, 15). «Илья Муромец» — это общее название нескольких серий тяжёлых четырёхмоторных бипланов, производством которых в Санкт-Петербурге занимался известный Русско-Балтийский вагонный завод.
Рис. 14. Марка СССР 1954 года. Картина «Богатыри». М.В. Васнецов
Рис. 15. Марка с купоном СССР 1988 года «Героический эпос "Илья Муромец"». Иллюстрация Р. Смирновой
Всего с 1913 по 1918 год было выпущено около 90 машин «Илья Муромец» различных модификаций. При этом первоначально аэроплан предполагалось использовать в гражданских целях, и «Илья Муромец» стал первым в мире пассажирским самолётом. Важным новаторским решением авиаконструктора стала интеграция кабины с фюзеляжем. Впервые в истории авиации в самолёте имелся отдельный от кабины пилотов салон, который оснащался электрическим освещением, отоплением (выхлопными газами двигателей), спальными комнатами и даже ванной с туалетом. «Илья Муромец» стал прототипом для всех дальнейших гражданских и военных самолётов с фюзеляжем, заключающим кабину в обтекаемой форме. В своё время самолёт смог установить ряд мировых рекордов, в том числе по количеству перевезённых пассажиров, грузоподъёмности, максимальной высоте и времени полёта. Первый экземпляр самолёта «Илья Муромец» был построен в октябре 1913 года, а с 10 декабря начались его первые пробные полёты на Корпусном аэродроме Санкт-Петербурга (рис. 2, 6, 7, 18, 19).
.jpg)
Рис. 16. Фотография 2014 года «Илья Муромец»
над Корпусным аэродромом Санкт-Петербурга
Рис. 17. Блок Королевства Камбоджа 1994 года
«80 лет первому полёту многомоторного самолёта "Илья Муромец"»
Весной 2013 года «Илью Муромца» переоборудовали в гидроплан с более мощными двигателями. В этом варианте (ИМ-Б поплавковый) был принят морским ведомством и оставался до 1917 года крупнейшим в мире гидропланом. Первый полёт гидросамолёта состоялся 14 мая 1914 года. Второй самолёт «Илья Муромец» серии «Б» (рис. 19, 20) поднялся в воздух весной 1914 года. Он отличался от первого меньшими размерами и более мощной силовой установкой, что позволило сразу же установить несколько мировых рекордов.
16–17 июня 1914 года самолёт, пилотируемый самим Игорем Сикорским, совершил перелёт Санкт-Петербург – Киев с одной посадкой в Орше за 12 часов 50 минут лётного времени и обратно (всего за 30 часов 50 минут) (рис. 18). Киев устроил грандиозную встречу героям перелёта. Несколько дней подряд толпы народа осаждали аэродром и осматривали чудо-корабль. И.И. Сикорский сделал десять показательных полётов — провёз официальных и сиятельных лиц, друзей, родных. Все были в восторге от необычной машины. Пассажиры любовались прекрасной панорамой Киева и его окрестностями, удивляясь возможностям воздушного корабля (рис. 19, 20). В честь этого события серия получила название «Киевский». 28 июня аэроплан вернулся в Санкт-Петербург. Вскоре началась Первая мировая война, и «Муромцы» стали её активными участниками.
.jpg)
Рис. 18. Фотография 1914 года. Участники перелёта Санкт-Петербург – Киев (слева направо: В.С. Панасюк, Г.И. Лавров, И.И. Сикорский, Х.Ф. Пруссис)
Рис. 19. Марка Украины 2014 года «100 лет перелёту Санкт-Петербург – Киев. Самолёт "Илья Муромец"»
Рис. 20. КПД Украины 2014 года «100 лет перелёту Санкт-Петербург – Киев»
Юбилейная монета Национального банка Украины 2009 года
По заказу военного ведомства началось серийное строительство «Муромцев». Самолётов серии «Б» было произведено 7 экземпляров, которые в декабре 1914 года были сведены в Эскадру воздушных кораблей — первое в мировой истории соединение стратегической авиации. В годы Первой мировой войны И.И. Сикорский постоянно находился на фронте, исследуя работу механизмов и дорабатывая конструкции. В войска поступило более 60 машин различных модификаций (рис. 1, 21–26). Эскадра совершила 400 боевых вылетов, сбросила 65 т бомб и уничтожила 12 вражеских истребителей.
Рис. 21. ПК со СГ России 2009 года «К 120-летию со дня рождения авиаконструктора Игоря Ивановича Сикорского»
Рис. 22. Марка России с купоном 2015 года из серии
«История Первой мировой войны. Бомбардировщик "Илья Муромец"»
Рис 23. Марка Маршалловых островов 2004 года «Сикорский. Илья Муромец»
Во время войны начато производство самолётов серии «В», наиболее массовой (выпущено 30 единиц). Они отличались от серии «Б» меньшими размерами и большей скоростью. Экипаж состоял из 4 человек, некоторые модификации имели 2 мотора. В 1915 году началось производство самолётов серии «Г», их экипаж составлял до 7 человек, некоторые из них оснащались специальной стрелковой кабиной. Такой самолёт типа «Г-3» имел следующие отличительные черты: дополнительные вертикальные кили и бензобаки, располагавшиеся на верхней плоскости (рис. 24–26).
Рис. 24. Марка СССР 1976 года «История отечественного авиастроения. Самолёт "Илья Муромец"»
Рис. 25. КПД СССР 1976 года «История отечественного авиастроения». Самолёт "Илья Муромец"»
Рис. 26. Картмаксимум СССР 1977 года «История отечественного авиастроения. Самолёт "Илья Муромец"»
Тактико-технические характеристики различных модификаций самолёта поражали авиационных специалистов того времени: взлётная масса достигала 7000 кг, размах крыльев — 32 м, максимальная скорость — 135 км/ч, продолжительность полёта — 5 ч, практический потолок — 3500 м, экипаж — до 8 человек. На боевых машинах устанавливалось до 8 пулемётов, пушка, а бомбовая нагрузка доходила до 500 кг.
«Илья Муромец» стал родоначальником класса тяжёлых (дальних) бомбардировщиков и одним из лучших самолётов Первой мировой войны. На вооружении уже Красной армии эти машины находились до 1924 года. Полётами «Ильи Муромца» в январе 1920 года первые в РСФСР начались регулярные рейсы на внутренних авиалиниях Сарапул – Екатеринбург – Сарапул. С 1 мая 1921 года открыта почтово-пассажирская авиалиния Москва – Харьков, которую до октября 1922 года обслуживали 6 «Муромцев». Один из почтовых самолётов был передан школе авиации в городе Серпухове, где на нём в течение 1922–1923 годов было совершено около 80 учебных полётов.
Игорь Сикорский сконструировал ещё много выдающихся летательных аппаратов, но, к сожалению, уже в Америке. Революция лишила гениального русского авиаконструктора возможности продолжать работу на Родине.
В истории самолётостроения первый в мире серийный четырёхмоторный самолёт «Илья Муромец» является одной из ярких страниц и предметом нашей законной гордости (рис. 27, 28). Его создание есть приоритет России в области конструкций больших многомоторных самолётов, их вооружения, оборудования и военного применения. Многие изобретения И.И. Сикорского положили начало новому направлению в авиации и стали прародителями для современных тяжелых бомбардировщиков, транспортников и пассажирских авиалайнеров.
.jpg)
Рис. 27. ХМК СССР 1967 года «От самолёта "Илья Муромец" до Ту-144»
Рис. 28. Марка России 2000 года «Россия. ХХ век. Авиация»
Памятные серебряные монеты Банка России 2009, 2010 годов
Вместо послесловия
Как обычно, при детальном изучении филателистических материалов по любой теме не обошлось и без курьёзных находок. Наиболее интересным для исследования стал блок маленького островного государства Сент-Китс (рис. 9), на котором изображён четырёхмоторный самолёт «Русский витязь». Очевидно, что при создании миниатюры была использована историческая фотография (рис. 8), на которой запечатлён летящий двухмоторный «Гранд» на фоне строений Корпусного аэродрома. Тем не менее художник, «установив» пару дополнительных моторов в один ряд, легко решил проблему. В результате появилось гипотетическое изображение четырёхмоторного самолёта, который действительно поднялся в воздух, но на самом деле только в июле 2013 года, а не в мае, как указано на марке (рис. 10).
Авторская «интерпретация» первоисточника (рис. 16) очевидна и при изучении марки Украины (рис. 2), на которой самолёт и по-летнему одетые люди движутся по зелёному полю аэродрома зеркально, относительно исторической фотографии, сделанной зимой. Фрагменты этого фото можно разглядеть на двух КПД (рис. 6).
.jpg)
Фрагменты рис. 6
Привлекает внимание и сюжет марки Маршалловых островов (рис. 23), на которой изображена гипотетическая сцена атаки самолёта на аэростат. На самом деле, два самолёта серии «Б» были действительно подготовлены для этого, они были испытаны, но в боевых условиях не использовались.
На блоке Королевства Камбоджа (рис. 17) изображён не первый экземпляр «Муромца», а военный самолёт более поздней серии, с укороченным фюзеляжем и без бортовых иллюминаторов.
На иллюстративной части КПД (рис. 12), изданного для серии из 5 марок СССР 1974 года «История авиастроения», вместо «Русского витязя» (рис. 11) оказался «Илья Муромец», которого в этой серии не было.
На марке и филателистических материалах СССР 1978 года (рис. 24–26) изображён самолёт серии «Г-3», но год его создания на самом деле — 1915, а не 1914.
Досадно, но необходимо отметить, что по известным в советское время идеологическим причинам на всех марках и КПД СССР (рис. 11, 12, 24–26) имя знаменитого авиаконструктора-эмигранта незаслуженно отсутствует.
В заключение можно добавить, что более точно идентифицировать типы и модификации самолёта на всех филателистических материалах практически невозможно из-за их слишком стилизованных изображений.
Автор преднамеренно не описал в статье нелегальные «марки» неких «африканских стран»!
Алексей Бородин
« назад