КАКИМ ОБРАЗОМ НЕБОЛЬШОЙ НЕВЗРАЧНЫЙ МОТЫЛЁК ИЗМЕНИЛ МИР

История свидетельствует, что первые коконы тутового шелкопряда и их удивительные свойства были обнаружены китайцами почти пять тысяч лет назад. В период окукливания гусеница тутового шелкопряда, питавшаяся листьями тутового дерева (шёлковицы), выделяет особое вещество, которое на воздухе застывает, превращаясь в нить. Из этой нити гусеница плетёт вокруг себя кокон — своеобразный мягкий футляр, в котором она превращается в куколку. Шёлковые нити получают путём разматывания коконов гусениц шелкопрядов (рис. 1 — почтовая карточка Китая 2006 года с изображением тутового шелкопряда и его кокона).

Рис. 1

Открытие прекрасных, блестящих волокон, которые производят шелкопряды, привело к тому, что Китай стал монополистом в производстве шёлка для всего мира. Китай хранил свой метод в секрете более трёх тысяч лет на зависть другим странам, которые искали способы привезти шёлк на свою родину. В то время он считался более ценным, чем золото. Большой спрос на шёлк из Европы дал начало Великому шёлковому пути. В то время китайцы с удовольствием отправляли свои прекрасные шелка целыми караванами на запад по знаменитому шёлковому пути, где и продавали по цене золота. Позволить себе купить шёлк могли только монархи, да и то не все. Это была элитная ткань, предназначенная для избранных. Шёлковый путь, важный древний торговый маршрут протяжённостью 12 тысяч км, облегчил обмен шёлком между Китаем, Ближним Востоком и Европой (рис. 2 — КПД Ирана 2018 года с изображением тутового шелкопряда и Великого шёлкового пути).


Рис. 2

Таким образом, появлением шёлка мир обязан древним китайским мастерам, которые начали извлекать шёлковую нить из коконов тутового шелкопряда за пару тысячелетий до нашей эры. Тогда шёлковая ткань производилась вручную, поэтому изделия из неё были лишь у императоров и знати. Китайцы понимали, какой ценностью обладает поразительная ткань, поэтому держали тайну её изготовления в секрете. Красоту и уникальность натурального шёлка трудно переоценить. Этот материал — словно прикосновение к волшебству и роскоши. Он всегда был в зоне внимания королей и вельмож, служил валютой и средством дипломатии, причиной расцвета и упадка империй (рис. 3 — cпецгашение Японии 1935 года с тутовым шелкопрядом и шёлковой тканью).


Рис. 3

Для китайских торговцев прибыль от продажи шёлка за границу была огромной. Натуральный шёлк тутового шелкопряда мягкий, гладкий, блестящий и известен как «Королева текстиля». Шёлковая нить в сечении имеет форму треугольника, это и наделяет её уникальной особенностью — свет преломляется и образуется характерный шёлковый блеск. Натуральный шёлк отливает изумительным блеском, свет так сияет на складках материи, что просто поражает воображение своим спектральным разнообразием. Шёлковые ткани в Китае часто изготавливались с украшениями в виде животных, птиц и цветов или драконов для императорской одежды (рис. 4 — почтовый блок Китая 2011 года с изображением узорчатого шёлка). Экспорт шёлка на протяжении веков обеспечивал Китаю положительный торговый баланс. Наряду с оживлённой торговлей товарами между Востоком и Западом происходил также неизбежный обмен идеями: технические ноу-хау, мировоззрения и религии могли распространяться.


Рис. 4

Более двух тысяч лет назад морские шёлковые пути уже появились в прибрежных районах Китая, пересекая обширные пространства океанов и морей до южной оконечности Индийского полуострова. Нагруженные китайским шёлком, фарфором и лакированными изделиями, китайские джонки посещали порты вокруг Индийского океана (рис. 5 — эссе Китая 1913 года, изображающее джонку с четырьмя шёлковыми парусами). Здесь арабские и африканские торговцы обменивались специями, слоновой костью, лекарствами, редкими породами дерева и жемчугом, которые так жадно искал китайский императорский двор.


Рис. 5

У Китая не было соперников на море, и даже перевозка грузов между Индией и индонезийской империей Маджапахит в основном велась на китайских джонках. Джонки были частью китайского императорского флота, который доминировал в Китайском море, а затем в Индийском океане, и действовал вплоть до Борнео и Филиппин. Китай торговал с жителями Борнео еще в 900 году нашей эры (рис. 6 — ответная почтовая карточка Северного Борнео 1894 года с изображением джонки с шёлковыми парусами на напечатанной марке и ошибкой — двойной печатью).


Рис. 6

Шёлк хорошо подходил для изготовления парусов. Это тонкое полотно, которое легко надувалось ветром и держало форму. Иногда такие паруса покрывались масляным лаком, чтобы получить гладкую, водонепроницаемую поверхность. Джонка, классическое китайское парусное судно древнего происхождения, до сих пор широко используется. Она способна нести до пяти мачт, на которых установлены квадратные паруса, состоящие из панелей шёлка или циновки, скреплённых бамбуковыми полосками (рис. 7 — почтовая марка Макао 1951 года с ошибкой (сдвиг синего цвета) и изображением китайской джонки с шёлковым парусом).


Рис. 7

К концу XV века европейцы также стали исследовать мир Индийского океана. С 1498 года Португалия впервые начала прямые и регулярные обмены между Европой и Индией, а впоследствии и с остальной Азией, через Капский путь. Это путешествие требовало использования более вместительных судов, перевозящих фарфор, ковры, специи, шёлк и другие экзотические товары. В 1554 году португальцы договорились об аренде земли недалеко от китайского торгового города Гуанчжоу, где они построили торговый пост под названием Макао, который поддерживал оживлённую торговлю с Китаем. Шёлк составлял значительную долю товаров, вывозимых из него. Треть из 2,2 миллионов кг шёлка, производимого в Китае ежегодно (около 725 тысяч кг), экспортировалась. Торговля шёлком между Китаем и остальной Азией часто подразумевала сотрудничество между китайскими торговцами и иностранными державами, в том числе испанцами на Филиппинах, португальцами в Макао, а также голландцами (рис. 8 — почтовая марка Макао 1898 года с перевёрнутой надпечаткой 1913 года и изображением португальского галеона, отправляющегося в Индию за специями и шёлком). Tранстихоокеанская торговля шёлком продолжалась до начала XIX века. К этому времени многие европейские страны успешно развили собственное шелководство. Шелкоткачество стимулировало технический прогресс.


Рис. 8

В Древнем Китае, родине этой прекрасной ткани, установился настоящий культ шёлка. Oн использовался повсеместно, не только для пошива одежды, но и для изготовления тетивы для луков, в качестве лески для удил и рыболовных сетей, струн для музыкальных инструментов и многого другого (рис. 9 — предварительный проект почтовой марки Индонезии 1967 года с изображением древнего музыкального инструмента с шёлковыми струнами, который широко использовался в странах Азии, включая Китай).


Рис. 9

В Древнем Китае шёлк использовали также как материал для письменности. Китайская живопись шиню имеет долгую историю. Шёлковая живопись периода Воюющих царств (481–221 годы до нашей эры) является старейшим известным образцом жанра. С тех пор живопись шиню продолжала развиваться, с отличительными чертами для каждого периода. Использование кисти и туши на шёлке развилось до такой степени, что основные навыки китайской живописи с тех пор мало изменились (рис. 10 — почтовая марка Антигуа и Барбуда 2000 года, китайская живопись тушью и красками на шёлке, II век до нашей эры).


Рис. 10

Китайское традиционное ремесло создания воздушных змеев зародилось более двух тысяч лет назад. Они были сделаны из лёгкого дерева и шёлковой ткани. Примерно в XII веке китайский воздушный змей распространился на Запад, и после многих лет развития сформировались восточная и западная культура воздушных змеев. Согласно историческим данным, воздушный змей впервые использовался в военных целях. Однако со временем использование постепенно изменилось с военного на развлекательное. Шёлковые воздушные змеи, как правило, имеют высокую художественную ценность (рис. 11 — почтовая карточка Рюкю 1965 года (образец) с изображением шёлкового воздушного змея).


Рис. 11

С самого начала шёлковые ткани в первую очередь использовались для демонстрации власти и богатства: в качестве парадной одежды правителей и священников, для отделки представительских помещений занавесками, коврами, обоями, обивочными тканями, скатертью для столов и алтарей или для внешнего вида, где транспаранты и флаги могли произвести впечатление даже на большие толпы. Устойчивость к гниению также делала шёлк во все времена предпочтительной тканью для церемониальных погребений в виде саванов и подкладок гробов. Ковры из шёлка отличаются особой элегантностью и подчёркнутым изяществом, они характеризуются специфическим шёлковым глянцем и непревзойдённым блеском (рис. 12 — проба почтовой марки Австрии 1986 года с изображением восточного шёлкового ковра).


Рис. 12

Примерно с середины XIV до середины XVIII века гобелены были самой востребованной формой искусства, с помощью которой европейская элита могла украсить свои дома. Чрезвычайно большие и дорогие в производстве, гобелены этого периода изготавливались в крупных мастерских, сосредоточенных в нескольких городах на севере Франции и юге Нидерландов. Мануфактура гобеленов в Париже наиболее известна как королевская фабрика, поставляющая продукцию двору французских монархов со времён Людовика XIV. На фабрике гобеленов использовались высококачественные материалы, такие как шёлковые нити, для ткачества тончайших гобеленов (рис. 13 — три пробы цвета Франции 1962 года с представлением демонстрации королю огромного гобелена).


Рис. 13

Шёлк был очень востребован во многих сферах. В ранней истории воздухоплавания воздушные шары обычно изготавливались с использованием лёгкого материала, такого как шёлк. Оболочка воздушного шара сшивалась вручную и часто украшалась краской или узорами. Первые воздушные шары изготавливались из натурального шёлка и покрывались резиновым лаком. Братья Монгольфье были первыми, кто совершил пилотируемый полёт на воздушном шаре в Париже 21 ноября 1783 года, что продемонстрировало потенциал этого нового вида транспорта и дало толчок дальнейшим инновациям и прогрессу в технологии воздухоплавания (рис. 14 — проба почтовой марки Монако 1983 года с изображением шёлкового воздушного шара братьев Монгольфье в полёте).


Рис. 14

Полёты были мечтой людей в течение нескольких столетий, прежде чем она наконец-то осуществилась. В 1891 году американский астроном и физик Сэмюэл Пирпонт Лэнгли начал эксперименты с большими моделями с тандемными крыльями, работающими на небольших паровых и бензиновых двигателях, которые он называл аэродромами. Его первый летательный аппарат, сделанный из дерева и металлических труб, имел два набора длинных шёлковых крыльев спереди и сзади, а также включал небольшой паровой двигатель и два покрытых тканью пропеллера. 6 мая 1896 года его летательный аппарат, известный как «Аэродром № 5», совершил первый в мире успешный полёт беспилотного, работающего на двигателе, тяжелее воздуха судна значительного размера (рис. 15 — полоска из трёх почтовых марок США 1988 года с ошибкой (сдвиг чёрного цвета), посвящённых Сэмюэлю Лэнгли, с изображением его летательного аппарата с шёлковыми крыльями «Аэродром № 5»). Некоторые ранние самолёты использовали шёлк в качестве материала покрытия для поверхностей крыльев. Но наиболее популярным было использование прорезиненных тканей. Однако в дальнейшем более высокие скорости в авиации сделали применение шёлка неэффективным.


Рис. 15

Шёлк получил широкое применение как защитный материал. Немецкий полимат Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646–1716), известный своими достижениями в математике и философии, также занимался изучением военных технологий. Он предложил использовать натуральный шёлк для создания лёгкой и гибкой брони (рис. 16 — проект почтовой марки Германии 1966 года с изображением Готфрида Вильгельма Лейбница). Готфрид Лейбниц рассматривал различные материалы для создания брони, но особое внимание уделил шёлку, предложив использовать коконы тутового шелкопряда, плотно склеенные между собой. Он предвидел проблему разрыва ткани при попадании пули и предложил слоистую структуру из коконов для повышения прочности материала. Такая броня позволяла бы сохранить подвижность и не давала бы пуле пробить ткань. Исследования Лейбница демонстрируют, что шёлковый бронежилет имеет долгую историю, которая продолжает вдохновлять ученых на новые открытия в области защитных материалов. Идея шёлкового бронежилета так и осталась на бумаге, поскольку Лейбниц не обладал инженерными навыками для её реализации. Шёлковая нить обладает потрясающей прочностью: она выдерживает сильное давление и очень крепка на разрыв. В наши дни учёные используют достижения генной инженерии для создания шёлкового пуленепробиваемого жилета, что может стать революционным прорывом в области защитной экипировки (рис. 17 — почтовая марка Гонконга 2019 года, изображающая полицейских в бронежилетах).


Рис. 16


Рис. 17

Андре-Жак Гарнерен (1769–1823) был французским воздухоплавателем и изобретателем бескаркасного парашюта. Гарнерен начал эксперименты с ранними парашютами, основанными на устройствах в форме зонтика, и осуществил первый бескаркасный парашютный спуск (в гондоле) с шёлковым парашютом 22 октября 1797 года в Париже, в парке Монсо. Гарнерен также спроектировал первое вентиляционное отверстие в шёлковом парашюте, предназначенное для уменьшения колебаний (рис. 18 — почтовая марка Северной Македонии 2019 года, посвящённая изобретателю парашюта Андре-Жаку Гарнерену и изображающая его первый прыжок с ним).


Рис. 18

Первый парашют для использования в авиации был изобретён русским инженером Глебом Евгеньевичем Котельниковым, который в 1911 году создал специальный парашют из шёлка. Этот парашют был круглым и помещался в металлический ранец на спине лётчика. Пружины размещались в нижней части ранца под куполом, который выбрасывался против ветра после того, как дергали за кольцо. В 1924 году был запатентован мягкий ранец, конструкция которого используется до сих пор (рис. 19 — художественный маркированный конверт России 1997 года с изображением создателя современного парашюта Г.Е. Котельникова на оригинальной марке).


Рис. 19

Хотя парашют изначально задумывался как спасательное средство, позднее его стали использовать для десантирования и сброса различных грузов. Среди сбрасываемых с самолёта грузов были боеприпасы, одежда и пайки. Впервые осуществлённое во время Второй мировой войны десантирование впоследствии стало использоваться и в мирное время (рис. 20 — бланк полевой почты США (V-Mail) времен Второй мировой войны с изображением десантника 517-го парашютно-десантного полка). До 1950-х годов купола парашютов изготавливались из натурального шёлка. В 1950-е годы наступила эпоха тканей из синтетических нитей, парашюты стали изготавливать из нейлона.


Рис. 20

Шёлковая нить как защита использовалась в почтовых целях. Она была одним из многих способов запечатывания письма в ранней современной Англии и была гораздо более устойчива к взлому, чем более распространённый метод запечатывания, особенно когда нить продевалась сквозь письмо. Изначально, в конце 1570-х годов, шёлковая нить была исключительно королевской практикой в Англии и Франции. Между 1575 и 1675 годами французы использовали охранную почту, известную как «галстук из шёлка» (рис. 8 — старое письмо из Франции, отправленное в 1587 году с шёлковыми нитями и сургучной печатью). Документы сворачивались в цилиндры и затем оборачивались шёлковыми завязками с сургучными печатями на кончиках шёлковых нитей (рис. 21 — старое письмо Франции, прошедшее почту в 1587 году, с концами шёлковых нитей и сургучными печатями).


Рис. 21

С середины XIX века шёлк начал использоваться для защиты почтовых марок и конвертов от подделки. Англичанин Джон Дикинсон запатентовал шёлковую бумагу в 1830 году для банкнот и позже адаптировал технологию для ранних почтовых марок. Первые британские цельные вещи были официально выпущены 6 мая 1840 года, когда появились конверты Малреди и почтовые листы. Затем почтой Великобритании были введены так называемые тиснёные конверты в 1841 году. Конверты и почтовые листы были напечатаны компанией Clowes and Son на специально подготовленной бумаге с тонкими нитями шёлка, вплетёнными в ткань бумаги (в качестве меры защиты), изготовленной Джоном Дикенсоном (рис. 22 — образец цельной вещи Великобритании 1841 года с шёлковыми нитями, проходящими через бумагу конверта в правом верхнем углу).


Рис. 22

Первая марка Баварии достоинством в 1 крейцер была выпущена 1 ноября 1849 года. Это была первая почтовая марка, выпущенная в королевстве, и первая на территориях, составляющих современную Германию. В классический период бумага для всех баварских марок закупалась на бумажной фабрике Бека в Пазинге близ Мюнхена. Для беззубцовых марок использовалась бумага ручной работы с вертикальными красными шёлковыми нитями (для предотвращения подделок). Чёрная марка в 1 крейцер была напечатана на бумаге ручной работы без шёлковых нитей, но известно несколько экземпляров этой марки на бумаге с красными шёлковыми нитями, вероятно, с пробного листа (рис. 23 — проба почтовой марки Баварии 1849 года с вертикальной красной шёлковой нитью).


Рис. 23

Пруссия была первым так называемым старым немецким государством, выпустившим цельные вещи (не считая таких предшественников, как Турн-и-Таксис и Ганновер). Первые прусские почтовые конверты были напечатаны рельефным шрифтом на шёлковой бумаге в визуально ярком восьмиугольном дизайне, как и более высокие номиналы британских марок того времени (рис. 24 — эссе цельной вещи Пруссии 1852 года на бумаге с шёлковыми нитями).


Рис. 24

Для почтовых марок использовались всевозможные специальные защитные элементы. Так называемая гранитная бумага имеет цветные шёлковые волокна или нити, добавленные в бумажную массу во время производства. Это введённая британцами в 1847 году в качестве защиты от подделок шёлковая бумага, которая содержит кусочки цветных шёлковых нитей, разбросанных по всей бумаге. Плотность этих волокон сильно различается и может включать как всего одно шёлковое волокно на марку, так и сотни (рис. 25 — почтовый блок Австрии 1933 года, отпечатанный на бумаге с шёлковыми волокнами).


Рис. 25

Некоторые страны разнообразят филателистическую продукцию выпуском необычных почтовых марок и блоков, отпечатанных на шёлковой ткани. Известны также пробы и эссе на шёлке (рис. 26 — эссе почтовой марки Бельгии 1914 года на шёлковой ткани).


Рис. 26

Шёлковая нить использовалась на протяжении столетий. Она является идеальной нитью для вышивания, обычно изготавливается из нескольких нитей, сплетённых вместе, и обладает большой эластичностью и прочностью в сочетании с малым диаметром. Может использоваться для машинного шитья и ручного сшивания тонких тканей или для отделочных работ (рис. 27 — письмо, прошедшее почту в 1949 году из французской зоны Германии, с почтовым штемпелем Гутах, включающим изображение катушки с шёлковой швейной нитью).


Рис. 27

Шёлк использовался в роли валюты и соединял торговыми нитями континенты. Он и в сегодняшние дни пользуется большой популярностью среди ценителей качественных и роскошных материалов. Из шёлковых тканей изготавливают как зимнюю, так и летнюю одежду, поскольку этот материал при любой погоде сохраняет комфортную для тела температуру. Кроме того, изделия из шёлка имеют привлекательный внешний вид, поглощают неприятные запахи, препятствуют размножению бактерий на коже и не вызывают аллергии (рис. 28 — конверт Малреди 1840 года, рекламирующий шёлковый товар).


Рис. 28

Из натурального шёлка изготавливают обивку мебели, ковры, драпировки, чехлы для подушек и диванов, спальные мешки и настенные покрытия. Ткани, сотканные из шёлковых волокон, достаточно широко используются в производстве штор (рис. 29 — машинный штемпель Франции 1962 года с рекламой фабрики по производству шторных тканей). Другие разнообразные тканевые материалы — дюпион, простой шёлк, люкс, атлас, шифон, шинон, креп, парча — изготавливаются из шёлка тутового шелкопряда.


Рис. 29

Натуральный шёлк — это роскошный и престижный материал, который добавляет изысканности и элегантности во многие сферы нашей жизни. Соблазнительная сила шёлковых вуалей, постельного белья, наволочек и нижнего белья используется уже более двух тысяч лет (рис. 30 — буклет Великобритании 1924 года с рекламой атласного нижнего белья).


Рис. 30

Чулки из чистого шёлка роскошны и удобны, идеально подходят для особых случаев или повседневной носки. Классические однотонные цвета придают аккуратный и стильный вид. Гладкая текстура шёлка добавляет нотку роскоши. Они являются обязательным предметом для каждого гардероба. Кроме того, шёлковые чулки с рисунком хорошо сочетаются с разными стилями и тенденциями (рис. 31 — буклет Франции 1924 года, рекламирующий шёлковые чулки).


Рис. 31

Одежда из шёлка, такая как блузы, платья, пижамы, куртки, костюмы, рубашки и галстуки, очень популярна благодаря своей элегантности и изысканности (рис. 32 — машинный штемпель США 1942 года с рекламой мужских шёлковых галстуков). Шёлковые шарфы и платки являются стильным аксессуаром, который может добавить нотку роскоши к любому наряду (рис. 33 — буклет Франции 1930 года с рекламой шёлковых носовых платков). В дополнение к одежде и интерьеру шёлк также находит применение в производстве аксессуаров, таких как сумки, кошельки, ремни, обувь и зонты от солнца (рис. 34 — Бирма, 1938 год, эссе почтового конверта номиналом 3 пенса, на дизайне изображена бирманская женщина с зонтиком от солнца).


Рис. 32


Рис. 33


Рис. 34

Символ шика и совершенства, цилиндр — это аксессуар, который часто носят в особых случаях. Цилиндр — высокая жёсткая цилиндрическая шляпа, иногда слегка наклонённая, с плоской тульёй. Традиционно изготавливаемые из чёрного шёлка или иногда серого, цилиндры впервые вошли в моду среди мужчин в XIX веке и до сих пор популярны среди представителей обоих полов (рис. 35 — закрытое письмо с объявлениями России 1898 года с рекламой шёлковой шляпы цилиндра). Форма цилиндра когда-то была символом богатства для мужчины и свидетельствовала о более высоком социальном положении. В наши дни их носят как модный аксессуар или на официальных мероприятиях.


Рис. 35

Даже после триумфа синтетических волокон шёлк и по сей день сохраняет своё значение как тончайшее натуральное волокно: по крайней мере, для праздничной одежды, высококачественных аксессуаров или в качестве улучшающего качество компонента в смесовых тканях (рис. 36 — предварительный проект почтовой марки Австрии 1967 года с изображением танцующих балерин в шёлковых платьях). Шёлк уже давно ассоциируется с роскошью и элегантностью. Его естественный блеск, мягкая текстура и драпировка делают его идеальным для одежды высокого класса, такой как платья и блузки. Вечная привлекательность шёлка продолжает делать его популярным в сфере моды (рис. 37 — беззубцовая почтовая марка Франции 1953 года, посвящённая парижской высокой моде).


Рис. 36


Рис. 37

Натуральный шёлк используется не только для пошива одежды. Из него изготавливают прекрасные сувениры, он используется в вышивке, вязании и валянии, а крепдешин, фуляр или туаль — прекрасная основа для картин и платков в технике батик (рис. 38 — проба почтовой марки островного государства Сент-Китс 1985 года, посвящённая дизайну батика).


Рис. 38

Сегодня шёлк применяется в самых разных сферах. Обладает дезинфицирующими и бактерицидными свойствами, поэтому используется в качестве шовного материала в хирургии (даже в таких деликатных областях, как глазная хирургия или нейрохирургия). Шёлковая зубная нить является популярным экологически чистым продуктом по уходу за полостью рта (рис. 39 — почтовая марка Тайваня 1982 года, демонстрирующая использование шёлковой зубной нити по уходу за полостью рта). Шёлк используется в производстве косметических продуктов, таких как маски для лица и волос, чтобы улучшить качество кожи и волос. Кроме того, шёлк перерабатывается для получения пептидов, которые применяются в спортивном, лечебном и функциональном белковом питании.


Рис. 39

Возможности использования шёлка также неожиданно разнообразны в технической и практической областях. Шёлковую ткань применяют как термозащитный материал, в электронике и при производстве мембран. Натуральный шёлк используется для изоляции электрических проводников. Материалы на основе натурального шёлка разрабатываются для использования в качестве армирующих материалов в биоразлагаемых композитах для строительства. Шёлк используется в производстве автомобильных и велосипедных шин, чтобы иметь более длительный срок службы. Поэтому корды, которые образуют слой и борт и обеспечивают прочность, необходимую для удержания давления накачки, сделаны из стали и натуральных волокон, таких как шёлк (рис. 40 — проба почтовой марки Монако 1975 года с изображением американского автомобиля марки Cord). В настоящее время натуральные шёлковые нановолокна привлекают всё больше внимания в гибких функциональных устройствах и биоматериалах.


Рис. 40

Шёлк — наиболее таинственная и красивая ткань на планете. Это очень интересный и многофункциональный материал. В нём необычайно всё без исключения: история открытия, метод изготовления и способы использования. Натуральный шёлк, одна из старейших и самых роскошных тканей, на протяжении тысячелетий был неотъемлемой частью человеческой культуры благодаря своим уникальным свойствам и универсальному применению. Таким образом, мы видим, что последствия добычи, обработки, торговли и использования шёлка настолько разнообразны и значительны, что можно справедливо сказать: шелковичная моль — насекомое, изменившее мир!


Качан Владимир, Беларусь

« назад