Бабочки считаются одними из самых красивых созданий природы, поэтому неудивительно, что многие композиторы черпали в них вдохновение. Вдохновлённые природой и испытывающие радость от создания музыки, многие композиторы посвятили свои музыкальные произведения лёгким и чарующим бабочкам и маленьким нежным мотылькам. Ведь крылья бабочек и мотыльков напоминают сложный музыкальный инструмент, для идеального звучания которого нужна точная настройка (рис. 1 — спецгашение Франции 1986 года, посвящённое музыкальному фестивалю, с изображением порхающих бабочек).
Рис.1
Существует изумительная музыка природы, с её мелодиями и гармониями. И она всегда и повсюду воздействует на нас. Музыка рассказывает о бабочках и мотыльках. Самуил Моисеевич Майкапар (1867–1938) — русский и советский пианист и композитор, педагог и музыкальный писатель. Он очень поэтично изображал волшебную, чудесную картину природы. С.М. Майкапар был одним из первых композиторов, посвятивших почти всё своё творчество детям, и написал детскую пьесу «Мотылёк». В начале музыка беззаботная, радостная, мотылёк легко, высоко кружится над лугом. Но он начал снижаться: музыка усиливается, звучит всё ниже. Наверное, мотылёк присмотрел самый красивый цветок и спускается, чтобы посидеть на нём (рис. 2 — почтовая карточка СССР 1989 года с изображением маленького голубого мотылька, подлетающего к излюбленному цветку). Но делает это робко, неуверенно, его нежные крылышки трепещут, дрожат. Музыка взволнованная, трепетная, испуганная, беспокойная, суетливая. Вот он присел и замер, потом беспечно, игриво полетел, но вдруг чего-то испугался — музыка замедляется, звучит растерянно. Встрепенулся, вспорхнул и стремительно улетел.
Рис.2
Песню о мотыльке сочинил также русский композитор Антон Степанович Аренский (1861–1906) (рис. 3 — художественный маркированный конверт СССР 1961 года, посвящённый композитору А.С. Аренскому). Она называется «Расскажи, мотылёк». Сочинения А.С. Аренского отличаются искренностью, простотой выражения, мастерством, изяществом и тонкостью фактуры. Он тяготел к лирическим элегически-созерцательным образам. Среди его фортепианных пьес встречается «Бабочка», соч. 36, № 9.
Рис.3
Сергей Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — русский и советский композитор, пианист, дирижёр, музыкальный писатель (рис. 4 — художественный маркированный конверт СССР 1960 года, посвящённый композитору С.С. Прокофьеву). Как создатель признанных шедевров во многих музыкальных жанрах, он считается одним из крупнейших композиторов XX века. С.С. Прокофьев несколько раз на протяжении своей творческой жизни обращался к вокальной музыке. Наиболее заметными сочинениями композитора в этой области стали циклы соч. 23, 27, 36. Именно здесь мы встречаем романс для голоса и фортепиано «Бабочка», соч. 36, № 3, написанный на стихи К.Д Бальмонта в 1921 году.
Рис.4
Музыка французского композитора Франсуа Куперена (1668–1733) является вершиной французского барокко. В 1713 году он издал сборник сюит для клавесина с выразительным названием «Бабочки» (рис. 5 — три пробы цвета почтовой марки Франции 1968 года, посвящённой композитору Франсуа Куперену). Его миниатюрные музыкальные зарисовки отличались удивительной изобретательностью, изяществом и выразительностью. Поэтичны по замыслу и тонко выполнены у Ф. Куперена лирические пейзажи и образы природы. Всё наполнено светом, остроумной наблюдательностью и любовью к природе, где он тонко подмечает прихотливо-фигуративные «Бабочки».
Рис.5
В 1887 году норвежский композитор и пианист Эдвард Григ (1843–1907) написал прекрасную романтическую фортепианную пьесу под названием «Бабочка», соч. 43, № 1, в которой слышно, как насекомое перелетает с одного цветка на другой (рис. 6 — эссе и почтовая марка Норвегии 1943 года, посвящённые композитору Эдварду Григу). Музыка изображает полёт очень красивой бабочки. Она то сложит, то развернёт свои чудесные крылышки. Летает она быстро, изящно порхая и кружась. Музыка полётная, капризная, неуловимая и очень красивая.
Рис.6
Мориц Розенталь (1862–1946) — польский пианист и композитор. Один из величайших исполнителей современности, М. Розенталь написал короткую пьесу под названием «Бабочки» в 1897 году. Следует отметить, что он очень любил исполнять «Бабочку» Ф. Шопена.
Фредерик Шопен (1810–1849) — польский композитор и пианист-виртуоз эпохи романтизма, писавший в основном для фортепианного соло (рис. 7 — две пробные марки Польши 1955 года, посвящённые композитору Фредерику Шопену). Он сохранил мировую известность как ведущий музыкант своей эпохи, чей поэтический гений был основан на профессиональной технике, не имеющей себе равных в его поколении. Ф. Шопен написал в 1837 году этюд под названием «Бабочка», соч. 25, № 9. Великолепная, воздушная и радостная фортепианная музыка.
Рис.7
Фортепианный цикл Роберта Шумана (1810–1856) «Бабочки» был готов к исполнению, когда автору исполнился всего 21 год. В «Бабочках» немецкий композитор впервые обращается к жанру карнавальной сюиты, который становится особенно любимым в дальнейшем (рис. 8 — почтовая марка Монако 1985 года с портретом композитора Роберта Шумана, окружённым порхающими бабочками и дополненная портретом Фредерика Шопена). Но откуда название «Бабочки»? Это поэтические миниатюры, извлечённые из богатейшей сокровищницы музыкальных мыслей Р. Шумана и сопоставленные так, что можно провести ассоциацию с пёстрым мельканием бабочек на костюмированном балу. Пьеса Р. Шумана для фортепиано, представляющая большую фестивальную сцену для нескольких танцующих партнёров, создаёт ауру лёгкости и радости. Как будто участники вечеринки у Р. Шумана танцуют среди стай бабочек, порхающих во все стороны.
Рис.8
Иоганнес Брамс (1833–1897) — немецкий композитор и пианист, один из центральных представителей эпохи романтизма (рис. 9 — проект почтовой марки Австрии 1997 года с портретом композитора Иоганнеса Брамса). В 1859 году Брамс поселился в Гамбурге и основал женский хор из 40 голосов. Он аранжировал народные песни и писал для этих дам оригинальные композиции. К примеру, 12 песен и романсов для женских голосов с дополнительным фортепианным сопровождением, где одним из таких произведений является «Бабочка», соч. 44, № 7. Позже он отредактировал и опубликовал ряд оригинальных работ, когда поселился в Вене в 1862 году. Каприччио «Утренняя бабочка» (1879) — прекрасное произведение И. Брамса.
Рис.9
Шарль-Камиль Сен-Санс (1835–1921) был французским композитором, органистом, дирижёром и пианистом эпохи романтизма (рис. 10 — почтовая марка Франции 1952 года, посвящённая композитору Шарль-Камилю Сен-Сансу). Он особенно известен своим музыкальным произведением «Карнавал животных», в котором есть фрагмент «Бабочки». С шестилетнего возраста и до конца жизни сочинял мелодии, написав более 140. Большинство мелодий написаны для аккомпанемента фортепиано, но некоторые из них, в том числе «Бабочка и звезда» (1878), «Бабочки» (1918), для голоса и оркестра.
Рис.10
Каликса Лавалле (1842–1891) — канадский и американский композитор, пианист и дирижёр, автор музыки канадского гимна (рис. 11 — почтовая марка Канады 1980 года с композитором Каликса Лавалле). В 1874 году он написал концертный этюд для фортепиано «Бабочка».
Рис.11
Габриэль Урбен Форе (1845–1924) — французский композитор, органист, пианист и педагог. Он был одним из выдающихся французских композиторов своего поколения, и его музыкальный стиль оказал влияние на многих композиторов XX века. Г. Форе писал практически во всех современных жанрах музыки (рис. 12 — пробы цвета на марке Франции 1966 года, посвящённой композитору Габриэлю Форе). Он является автором большого числа романсов и песен, а также многих фортепианных пьес в разных жанрах. В 1884 году Г. Форе написал пьесу для виолончели в сопровождении фортепиано под названием «Бабочка», соч. 77. Это произведение похоже на мираж лёгкой бабочки, очаровательной, грациозной и полупрозрачной.
Рис.12
Руперто Чапи-и-Лоренте (1851–1909) — испанский музыкант и композитор, считающийся одним из самых важных композиторов испанской музыки всех времён (рис. 13 — машинный штемпель Испании 1984 года, посвящённый композитору Руперто Чапи-и-Лоренте). Он является автором множества симфонических и камерных произведений, опер и сарсуэл. Одним из его известных произведений является «Бабочка», вальс для песни и оркестра на либретто Мигеля Рамоса Карриона 1884 года.
Рис.13
Сэр Эдвард Уильям Элгар (1857–1934) был английским композитором, многие произведения которого вошли в британский и международный репертуар классических концертов (рис. 14 — почтовая марка Великобритании 2006 года, посвящённая композитору Эдварду Элгару). Его творчество наполнено прекрасными мелодиями, вдохновлёнными природой, включающие мелодии для колокольчиков, мотыльков и бабочек. К примеру, очаровательный образец романтической музыки «Мотыльки и бабочки» Э. Элгара из второй сюиты «Жезла юности» (1908).
Рис.14
Ян Сибелиус (1865–1957) был не только величайшим композитором Финляндии, но и одним из самобытных и привлекательных музыкальных деятелей первой половины ХХ века, особенно известным своим характерным управлением романтическим симфоническим оркестром (рис. 15 — почтовая марка Финляндии 1945 года, посвящённая композитору Яну Сибелиусу). Я. Сибелиус черпал вдохновение на финской земле, часто совершая длительные прогулки, чтобы пообщаться с природой. В тональных поэмах и семи симфониях его творческий гений пылает с силой, с которой мало кто из композиторов любого периода может сравниться. Примером тому является его симфония насекомых, куда включены «Фокстрот и танго бабочек», завершённая в 1924 году.
Рис.15
Энрике Гранадос (1867–1916) — испанский композитор и пианист, один из наиболее заметных деятелей испанской музыкальной культуры конца XIX – начала XX веков (рис. 16 — почтовая марка Испании 1967 года с композитором Энрике Гранадосом). Он писал музыку для фортепиано, камерную музыку, песни и сарсуэлы. Поэтические вальсы — это фортепианная сюита, состоящая из восьми пьес, написанная Э. Гранадосом между 1893 и 1894 годами. Является одним из самых романтических его произведений, которое включает сверкающий полёт фантазии в вальсе «Бабочка».
Рис.16
Жозеф Морис Равель (1875–1937) — французский композитор, пианист и дирижёр (рис. 17 — проба Франции 1956 года с композитором Морисом Равелем). В его музыке отображены явления внешнего мира, и лишь иногда композитор вступает в сферу психологических либо бытовых зарисовок. Примером тематической работы композитора является создание музыки полёта мотыльков. Пьеса «Ночные видения» отражает полёт ночных мотыльков, воплощённый таинственными изгибами постоянно скользящей, меняющей свои направления мелодической линии, непостоянством капризных ритмов. В этом звуковом потоке всплывают мелодические голоса, фантастическая картина полёта ночных мотыльков сменяется эпизодом, где на фоне органной музыки звучит спокойный и грустный напев, гармонизованный излюбленными композитором невероятными аккордами.
Рис.17
К сожалению, нет филателистического материала, посвящённого итало-русскому флейтисту Эрнесто Келеру (1849–1907) с его этюдом для флейты и фортепиано «Бабочка», и немецкому композитору Эмилю Кронке (1865–1938) с его сюитой «Две бабочки», соч. 165, для двух флейт и фортепиано, а также русско-австрийскому композитору Эдуарду Шутту (1856–1933) с его произведением «Бабочки любви», соч. 59, фортепианными пьесами «Вальс бабочек» (1913), «Порхающие бабочки» (1921). Замечательное произведение финского композитора Кайи Аннели Саариахо (род. 1952) — это её концерт для виолончели «Семь бабочек».
Антонио Лучио Вивальди (1678–1741) — итальянский композитор эпохи барокко, скрипач-виртуоз, педагог и импресарио (рис. 18 — пробы цвета на марке Монако 1978 года, посвящённой 300-летию со дня рождения композитора Антонио Вивальди). Он сочинил 770 музыкальных произведений, которые включают 477 концертов и 46 опер. При этом не только написал много опер, но и сочинил множество оперных арий. Одной из них является прекрасная «Дерзкая маленькая бабочка». А. Вивальди также написал кантату «Маленькая бабочка блуждает по свету» в 1731 году.
Рис.18
Шведский поэт и композитор Карл Михаэль Беллман (1740–1795) написал в 1791 году песню «Крылатую бабочку можно увидеть в Хаге» (рис. 19 — почтовая марка Швеции 2014 года, посвящённая композитору Карлу Беллману), на которую ссылается его коллега — шведский поэт Биргер Шёберг в своей песне «Бабочка в Хаге».
Рис.19
Франц Петер Шуберт (1797–1828) — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор приблизительно 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерных и сольных фортепианных произведений (рис. 20 — почтовая карточка Австрии 1928 года с композитором Францем Шубертом). Произведения Ф. Шуберта входят в число самых известных образцов музыки периода романтизма. Чарующая песня «Бабочка» (1815) — это рассказ глазами бабочки о радости сбора нектара, о вечернем полёте от цветка к цветку, о наслаждении летом, о юношеской невинности и невежестве.
Рис.20
«Снежные бабочки» — известное стихотворение французского писателя Теофиля Готье, которое было послано более чем 60 композиторам, в том числе Клоду Дебюсси (1862–1918), и тот в 1881 году написал к нему фортепианную музыку (рис. 21 — проба Франции 1939 года с композитором Клодом Дебюсси).
Рис.21
Людвиг ван Бетховен (1770–1827) — немецкий композитор, пианист и дирижёр, последний представитель венской классической школы (рис. 22 — эссе почтовой карточки Германии 1927 года с портретом композитора Бетховена на напечатанной марке). Он является ключевой фигурой классической музыки в период между классицизмом и романтизмом, одним из наиболее исполняемых композиторов в мире. Создал 722 произведения, в том числе 9 симфоний, 35 фортепианных сонат, 16 струнных квартетов и 90 песен для фортепиано и голоса. Одним из них является «Песня бабочки».
Рис.22
Винченцо Беллини (1801–1835) был итальянским оперным композитором, известным своими длинными мелодическими линиями (рис. 23 — пара марок Италии 1935 года, посвящённых композитору Винченцо Беллини). Не по годам развитый В. Беллини написал песню «Маленькая бабочка» в возрасте 12 лет. Певица в песне пытается соблазнить бабочку: конечно же, певица знает, как она прекрасна, и хотела бы подарить ей убежище от любой опасности. Это должен быть особый подарок возлюбленному, который может играть с бабочкой и любить её больше, чем розы, лилии или мирты.
Рис.23
Антонио Франсиско Брага (1868–1945) — бразильский композитор (рис. 24 — почтовая марка Бразилии 1968 года с ошибкой, посвящённая композитору Антонио Франсиско Брага). А. Брага сочинил три оперы и написал оркестровые пьесы, камерную музыку, пьесы для фортепиано и множество песен. Среди них — «Песня бабочки» и песня для голоса и фортепиано «Бабочки».
Рис.24
Другие известные песни, посвящённые бабочкам, были написаны швейцарским композитором-романтиком Отмаром Шёком (1866–1957) — «Голубая бабочка» (рис. 25 — почтовая марка Швейцарии 1969 года с композитором Отмаром Шёком); итальянским композитором Э.А. Марио (1884–1961) — «Бабочка» (рис. 26 — спецгашение Италии 1984 года, посвящённое композитору Э.А. Марио).
Рис.25
Рис.26
В области лёгкой музыки король вальса Иоганн Штраус (1825–1899) был вдохновлён бабочками на написание своей «Польки-бабочки» и вальса «Мотылёк», соч. 157 (рис. 27 — проект почтовой марки Австрии 1975 года с портретом композитора Иоганна Штрауса). Среди более чем 700 произведений Филиппа Фарбаха-старшего (1815–1885), ученика Иоганна Штрауса (отца), мы находим «Галоп бабочки», соч. 19; и его сына Филиппа Фарбаха-младшего (1843–1894), сочинившего французскую польку под названием «Бабочка», соч. 9. Американский композитор Альберт Кусснер (1861–1930) написал в 1897 году три мелодии под названием «Лунные мотыльки».
Рис.27
Знаменитый итальянский композитор Джакомо Пуччини написал оперу «Мадам Баттерфляй», премьера которой состоялась 17 февраля 1904 года в миланском театре «Ла Скала» (рис. 28 — две пробы цвета почтовой марки Монако 1983 года с портретом композитора Джакомо Пуччини и изображением фрагмента из оперы «Мадам Баттерфляй»). Это трагедия любви, действие которой происходит в Японии начала ХХ века, где молодая женщина по имени Чио-Чио-сан, или Баттерфляй, ждёт возвращения своего неверного возлюбленного. Отличительной особенностью музыки является её соответствие сценическому образу. Музыка подчёркивает драматическую ситуацию, усиливает эмоциональную выразительность текста и во всём придает произведению соответствующую атмосферу (рис. 29 — машинный штемпель Италии 1999 года с рекламой оперы «Мадам Баттерфляй»). Дуэт «Все цветы» во втором акте оперы вдохновил композитора Рэймонда Хаббелла (1879–1954) в 1916 году на написание песни «Бедная бабочка» для бродвейской постановки «Большое шоу». Песня в исполнении Софи Бернар стала поп-стандартом: Википедия насчитывает более 60 версий, от Луи Армстронга до Сары Воган.
Рис.28
Рис.29
Среди сценических произведений следует упомянуть также оперетту «Мотылёк» Оскара Штрауса (1870–1954) — австрийского композитора, получившего известность благодаря своим опереттам, музыке к кинофильмам и многочисленным песням (рис. 30 — КПД Австрии 1970 года со спецгашением, посвящённым композитору Оскару Штраусу).
Рис.30
«Бабочка» — единственное хореографическое творение итальянской балерины Марии Тальони (1804–1884). Музыку к этому балету-пантомиме, впервые исполненному в Париже 26 ноября 1860 года, написал Жак Оффенбах (1819–1880) (рис. 31 — проект почтовой марки Бенина 1980 года с портретом французского композитора Жака Оффенбаха). Этот балет о молодой девушке, которую злая фея превратила в бабочку, имел огромный успех, во многом благодаря молодой балерине Эмме Ливри, что с лёгкостью парила над сценой в 42 спектаклях всего за два года. Балет был предан забвению после её преждевременной смерти: во время репетиции загорелся её костюм, и она погибла. Мариус Петипа и Людвиг Минкус адаптировали музыку Ж. Оффенбаха в 1874 году в Санкт-Петербурге для балета в четырёх действиях. Более века спустя английский хореограф Рональд Хайнд возродил эту работу для Хьюстонского балета (рис. 32 — почтовая марка Новой Зеландии 1989 года с изображением фрагмента из балета «Бабочка»).
Рис.31
Рис.32
Китайская опера «Сон бабочки» основана на старинной пьесе драматурга Гуань Ханьцина (1210–1280) (рис. 33 — почтовая марка Китая 1958 года с изображением сцены из оперы «Сон бабочки» Гуань Ханьцина). «Влюблённые-бабочки», ещё одна традиционная китайская опера, представляет собой историю в стиле Ромео и Джульетты, «История Лян Шаньбо и Чжу Интай» (рис. 34 — машинный штемпель Китая 2014 года и почтовая марка 2003 года с иллюстрацией фрагмента оперы «Влюблённые-бабочки»). Она вдохновила студентов-музыкантов Хэ Чжаньхао и Чен Гана на сочинение скрипичного концерта. После окончания Культурной революции «Концерт для скрипки с оркестром любителей бабочек» стал одним из самых известных оркестровых произведений китайской музыки.
Рис.33
Рис.34
Наконец, здесь можно упомянуть саундтрек к фильму «Бабочка» американского кинокомпозитора Джерри Голдсмита (1929–2004), созданного на основе романа французского писателя Анри Шарьера «Бабочка» 1969 года (рис. 35 — машинный штемпель Голландии 1971 года с рекламой романа «Бабочка»), и, что не менее важно, два названия из длинного списка песен о бабочках: «Бабочка» французского певца и композитора Даниэля Жерара (род. в 1939 г.) и кантри-песня «Любовь как бабочка» американской певицы Долли Партон (род. в 1946 г.) (рис. 36 — почтовая марка Гренады 1992 года с портретом американской певицы Долли Партон). Образ бабочек часто возникает в популярной музыке: существует американская рок-группа «Железная бабочка», а также песни рок-группы Scorpions — «Жёлтая бабочка», Crazy Town — «Бабочка», Майкла Джексона — «Бабочки», и многие другие (рис. 37 — специальное гашение Румынии 1992 года, посвящённое Майклу Джексону).
Рис.35
Рис.36
Рис.37
Музыка — это единственный вид искусства, который воспринимается на слух и отражает звуковую гармонию окружающей нас природы и нас самих. Она чарует, вдохновляет, завораживает и воодушевляет, придаёт нам новые силы, раскрывает внутренние резервы, окрашивает жизнь в радужные тона (рис. 38 — телеграмма Польши 1960 года с изображением нот популярной мелодии к песне «100 лет» и бабочки). Не каждому из нас доступно раскрыть с помощью музыки тайны природы: порхание бабочки, полёт шмеля, шум леса, голоса птиц. Но каждому дано прочувствовать это и насладиться великой тайной — тайной красоты окружающего нас мира, красотой жизни.
Рис.38
Качан Владимир, Беларусь
« назад