Фильм режиссёра Клима Шипенко «Вызов», снятый в космосе, стал поводом для бурных дискуссий, но уже сегодня ясно, что эта лента войдёт в историю кино, так как в ней много режиссёрских находок. Сотрудничество профессиональных космонавтов с кинематографистами ярко и образно заявило о себе. Ну а марка, посвящённая этому фильму, тоже стала этапной.
Тема космоса и космических полётов всегда волновала кинематографистов. Выдающийся французский кинорежиссёр Жорж Мельес (1861–1938) по праву считается пионером космической темы в кино (рис. 1). Его фильм «Путешествие сквозь невозможное» рассказывает о полёте на Луну. Технические приёмы, представленные на экране, взяты из романов Жюля Верна. С одной стороны, они смотрятся более чем наивно, а с другой — эстетика Мельеса подкупает зрителя каким-то особым обаянием.
Рис. 1
Жюль Верн умел увлечь читателя каскадом инноваций, и Мельес последовал его примеру. В создание образа космического корабля вложено столько выдумки и фантазии, что и современный зритель, избалованный различными спецэффектами, проникается обаянием наивной космической фантастики и не может оторваться от экрана. Мельесу посвящены марки Франции и Монако.
Рядом с Мельесом назовём имя его верного последователя Сегундо де Шомона (1871–1929) (рис. 2), испанца, для которого трюковые съёмки стали делом всей жизни. Подобно своему кумиру Мельесу, он тоже пытался рассказать о космических полётах языком анимационного кино, и у него это прекрасно получалось.
Рис. 2
В советском кино яркой звездой выделяется фильм Якова Протазанова «Аэлита» по роману Алексея Толстого. Этот фильм можно отнести к золотому фонду мировой космической фантастики. Фрагмент плаката к фильму изображён на маркированном конверте, посвящённом Киностудии имени Горького.
А вот фильм режиссёра Павла Клушанцева «Планета бурь» напрямую не отражён в филателии, но существует почтовая карточка с оригинальной маркой, посвящённая одному из исполнителей главных ролей — Георгию Жжёнову. И хотя на рисунке карточки мы видим его совсем в другой роли, оригинальная марка с портретом актёра может быть отнесена к нашей теме (рис. 3). Фильм был куплен в США, но шёл на экранах со значительными модификациями.
Рис. 3
Лента Стэнли Кубрика «2001 год: Космическая Одиссея» стала этапной в истории освоения космической темы кинематографистами. Почтовая администрация острова Мэн посвятила этому масштабному фильму целую серию марок (рис. 4). Кубрик поразил зрителя многочисленными спецэффектами, и фильм быстро стал классикой фантастического кино. Он прекрасно смотрится и сегодня.
Рис. 4
Важнейшим событием в истории советского кино стал выход на экраны фильма Андрея Тарковского «Солярис» (рис. 5). О фильме много спорили, и важной особенностью этих споров было то, что автору романа — Станиславу Лему — фильм не понравился. Он не узнал своё произведение в интерпретации Тарковского, и между писателем и режиссёром произошла размолвка, дошедшая до ссоры. Сегодня «Солярис» — это признанная классика советского кино и один из лучших фильмов на космическую тему. Хорошо, что эта лента нашла отражение в филателии.
Рис. 5
Некоторые историки кино считают, что «Солярис» Андрея Тарковского — это наш ответ космическому фильму Стэнли Кубрика. Но известно, что Тарковский фильм Кубрика не любил, считал его недостаточно глубоким. А вот роман Лема подан на экране так, что идеи польского фантаста оказались созвучны идеям Ф.М. Достоевского.
Упомянем и мультипликационное кино. Немало космических марок посвящено… Микки Маусу (рис. 6). Этот забавный киногерой чувствует себя вольготно не только на Земле, но и в космическом пространстве. И некоторые композиции, посвящённые полётам Микки в космос, являются кадрами из вымышленных космических фильмов, ибо художникам захотелось пофантазировать на тему того, как могли бы выглядеть сцены из таких кинолент.
Рис. 6
И вот филателисты получили марку, посвящённую первому в мире художественному фильму, снятому в космосе (рис. 7, 8, 9). Почтовая миниатюра имеет в основе многоцветный постер к фильму. В центре — главная героиня Евгения Беляева, роль которой с успехом исполнила Юлия Пересильд. В фильме рассказано о хирургической операции, проведённой на орбите. И поэтому марка с постером к фильму понадобится не только филателистам, которые разрабатывают космическую тему, но и тем, кого интересуют марки медицинской тематики. И, конечно же, всем тем, кто отражает в своих коллекциях историю киноискусства.
Рис. 7
Рис. 8
Рис. 9
Российская почтовая миниатюра оказалась не единственным выпуском, посвящённым популярному фильму. За этой маркой последовали выпуски ещё нескольких стран, в том числе марки частной почты Австрии. На двух почтовых миниатюрах изображены Юлия Пересильд и её дублёрша, а третья марка представляет собой своего рода рекламный плакат к фильму. Появилась и криптомарка квадратной формы (рис. 10). Тема хорошо обеспечена разнообразным филателистическим материалом (рис. 11).
Рис. 10
Рис. 11
Не случайно судьба распорядилась так, что картина «Вызов» вышла на экраны в год 85-летия со дня смерти основоположника космической темы в киноискусстве Жоржа Мельеса. Новаторство вечно, ибо человечество всегда будет изобретать и внедрять что-то новое. Инновационные приёмы в отображении космоса в кино обсуждали более ста лет назад, во времена Мельеса, обсуждают их и сегодня.
Можно с уверенностью сказать, что фильм «Вызов» произвёл на зрителей сильное впечатление и мало кого оставил равнодушным. Немаловажно и то, что фильм консультировали профессиональные космонавты. Актриса прошла серьёзную подготовку к полёту — подготовку, потребовавшую от неё недюжинного мужества и напряжения. А режиссёр Клим Шипенко пообещал, что продолжит освоение космической темы.
Андрей Дьяченко
« назад