В 2023 году российской гражданской авиации и авиакомпании «Аэрофлот», деятельность которой неразрывно связана с историей нашей Родины, исполняется 100 лет. Компания «Аэрофлот» на сегодняшний день является нашим национальным авиаперевозчиком и лидером среди остальных компаний.
Официальным Днём гражданской авиации в нашей стране традиционно считается 9 февраля 1923 года, когда Совет труда и обороны СССР принял постановление «Об организации Совета по гражданской авиации» и «О возложении технического надзора за воздушными линиями на Главное управление воздушного флота». Вскоре, 17 марта 1923 года, было учреждено Российское акционерное общество добровольного воздушного флота — «Добролёт», выполнявшее задачи создания в стране гражданской авиации для нужд народного хозяйства. Фактически, эта дата и стала днём рождения прямого предшественника «Аэрофлота» (рис. 1). В 1932 году гражданский воздушный флот получил сокращённое наименование «Аэрофлот», а для работников были введены форменная одежда и знаки различия.
Рис. 1. Реклама акционерного общества «Добролёт» и воздушного сообщения Москва – Нижний Новгород.
В июле 1923 года «Добролёт» открыл первую регулярную внутреннюю линию Москва – Нижний Новгород. Рейс на самолёте под названием «Промбанк» (немецкий Junkers F.13) с Ходынского поля совершил пилот акционерного общества «Добролёт» Яков Моисеев. Воздушное судно принимало на борт всего четырёх пассажиров, не считая двух членов экипажа. Полёт занял около четырёх часов и проходил днём над железной дорогой, чтобы пилот не сбился с пути.
Юнкерсы F.13 массово производились до начала 30-х годов прошлого века и активно эксплуатировались многими ведущими авиакомпаниями. За всё время были выпущены 332 машины, из которых около 50 работали в СССР. Изображение самолёта можно найти на почтовых миниатюрах многих стран (рис. 2). Единственное изображение самолёта, весьма похожего на Юнкерс F.13 (ПС-2), можно найти на марке 1935 года «Спасение челюскинцев. И.В. Доронин» (рис. 2а). На самом деле лётчик пилотировал транспортный Юнкерс W.33 (ПС-4), внешне очень похожий на пассажирский F.13, но не имеющий бортовых иллюминаторов.
Рис. 2
Рис. 2а
В честь открытия первой пассажирской авиалинии в 1972 году Министерство связи СССР выпустило в обращение маркированную почтовую карточку и подготовило штемпель для специального гашения (СГ) «50 лет Аэрофлоту. 9.II.73» (рис. 3).
Рис. 3
На карточке напечатана оригинальная марка номиналом 4 коп., на которой изображены два типа самолётов и размещена иллюстрация на свободном поле карточки. При детальном рассмотрении карточки можно заметить явное несоответствие сюжетов рисунков с реальными вышеизложенными историческими фактами и событиями. В чём же дело?
На самой марке в левом нижнем углу можно увидеть чёткое контурное изображение сверхзвукового пассажирского самолёта Ту-144, который был введён в пассажирские перевозки авиакомпании «Аэрофлот» между Москвой и Алма-Атой в 1977 году (рис. 4).
Рис. 4. Оригинальная марка. Фрагмент маркированной карточки (рис. 3).
В верхнем левом углу марки размещено стилизованное изображение самолёта «КОМТА» (рис. 5). Этот самолёт разрабатывался группой инженеров как экспериментальный самолёт для изучения технических особенностей схемы «триплан». «КОМТА» (Комиссия по тяжёлой авиации) проектировался как тяжёлый бомбардировщик. Самолёт смог оторваться от земли лишь в 1923 году, но вскоре лётные данные машины сочли неудовлетворительными, а его история фактически закончилась уже весной 1924 года. В связи с этим изображение «КОМТЫ» на марке можно считать необоснованным, поскольку к гражданской авиации он отношения не имел.
Рис. 5
Несколько удивляет выбранный художником сюжет иллюстрации карточки (рис. 3) с лёгким пассажирским самолётом АК-1, сконструированным российскими инженерами, и текстом: «Открытие первой воздушной линии Москва – Нижний Новгород (Горький). 420 км». Действительно, 15 июня 1924 года самолёт АК-1, после завершения испытаний получивший название «Латышский стрелок», был передан обществу «Добролёт» и до 15 сентября 1924 года эксплуатировался на авиалинии Москва – Нижний Новгород, а затем совершил несколько полётов по маршруту Москва – Казань. К зиме того же года самолёт налетал 11 тысяч км и перевёз 172 пассажира. Серийно этот самолёт не строился.
В результате оказалось, что на карточке — самолёт, который на самом деле не открывал первую авиалинию «Добролёта», а стал работать на этом маршруте лишь только через год. А факт замены Юнкерса на АК-1, скорее всего, можно объяснить влиянием государственной идеологии той эпохи, которая не позволяла художнику «открыть» первую советскую авиалинию немецкому самолёту.
По этой же тематике ранее, ещё в 1963 году, ПО «Восход» издало немаркированный конверт с изображением АК-1 на фоне схемы авиалинии Москва – Нижний Новгород (рис 6). Вероятно, этот сюжет и был использован в дизайне вышеупомянутой карточки (рис. 3) и марки (рис. 7).
Рис. 6. Воинское почтовое отправление из воинской части в г. Горький (Нижний Новгород) 24.02.1964.
Кроме карточки, изображение АК-1, но уже на фоне схемы авиалинии Москва – Казань, появилось на почтовой марке 1977 года в серии «Отечественное самолётостроение» (рис. 7, 7а) и на конверте первого дня (КПД) (рис. 8).
Рис. 7
Рис. 7а. Заказная авиапочтовая карточка со штемпелем для специального гашения (СГ) «День воздушного флота СССР», отправленная 21.08.1977 из Москвы в Казань по историческому маршруту, схематически отмеченному на доплатной марке.
Рис. 8
С 1923 по 1979 год празднование Дня Аэрофлота традиционно приходилось на 9 февраля. Как уже упоминалось выше, именно в этот день в 1923 году был создан Совет по гражданской авиации. Однако в 1979 году вышло постановление правительства о переносе даты праздника на второе воскресенье февраля. В 1988 году День Аэрофлота получил новую памятную дату календаря — его стали отмечать 19 августа вместе с другим праздником авиации, Днём воздушного флота СССР. Только в конце 90-х годов празднику была возвращена исконная дата: теперь он отмечается ежегодно во второе воскресенье февраля.
За всю историю отечественной гражданской авиации её день рождения отмечался выпусками различных государственных знаков почтовой оплаты: марками, художественными маркированными конвертами (ХМК), конвертами первого дня (КПД) и карточками, а также изготовлением штемпелей специального гашения (СГ).
Первый выпуск по этой теме состоялся в 1934 году, когда в обращение вышла серия из пяти почтовых марок «К 10-летию Гражданской авиации СССР и советской авиапочты», на которых был изображён пассажирский самолёт ПС-9 (рис. 9). Марки этой серии были отпечатаны на бумаге разных типов и имели несколько разновидностей перфорации.
Рис. 9
9 февраля 1963 года к 40-летию «Аэрофлота» была выпущена серия из трёх марок с изображениями авиалайнеров Ил-62, Ту-104 и эмблемы «Аэрофлота» (рис. 10). Кроме этого были изготовлены несколько ХМК и два типа СГ (рис. 11).
Рис. 10
Рис. 11
В 1973 году, кроме вышеописанной карточки с оригинальной маркой, к 50-летию авиакомпании Министерство связи СССР подготовило марку «Гражданская авиация СССР» с изображением Ту-154 на фоне флага «Аэрофлота» (рис. 12), серию из нескольких ХМК с изображениями пассажирских самолётов разных лет и СГ «50 лет Аэрофлоту 9.II.1973» (рис. 13). Такое разночтение в текстах можно объяснить лишь тем, что в советское время «Аэрофлот» являлся единственным представителем гражданской авиации страны.
Рис. 12
Рис. 13
В 1979 году было решено отмечать День Аэрофлота во второе воскресенье февраля, однако 9 февраля 1983 года к 60-летию «Аэрофлота» традиционно были изданы: почтовый блок с изображением лайнера Ил-86 (рис. 14), КПД (рис. 15) и ХМК (рис. 16).
Рис. 14
Рис. 15
Рис. 16
В разные годы ко Дню Аэрофлота периодически издавались ХМК с изображениями различных авиалайнеров и символикой авиакомпании (рис 17).
Рис. 17
В конце 90-х, уже в пору современной Российской Федерации, было принято решение отмечать День российского Аэрофлота исторически — во второе февральское воскресенье. Фактически, его отмечали все труженики гражданской авиации страны.
Рис. 18. ХМК «АЭРОФЛОТ Российские авиалинии 80 лет». 2003 г.
За последние десятилетия из-за значительного роста объёмов авиаперевозок в России были образованы новые авиакомпании и авиапредприятия, в связи с чем Указом Президента Российской Федерации в 2013 году был установлен новый профессиональный праздник для всех тружеников авиатранспортной структуры страны: День работника гражданской авиации, отмечаемый ежегодно 9 февраля. А днём рождения Аэрофлота стало считаться 17 марта.
Александр Гордеев
« назад