ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОДНОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ

210 лет тому назад, 19 октября 1812 года, наполеоновская армия покинула сожжённую и разорённую Москву. 100 тысяч человек — всё, что осталось от Великой армии — вышли из Москвы единой колонной, растянувшейся на 16 километров. С собой солдаты прихватили приблизительно 40 тысяч повозок, набитых доверху трофеями и припасами. Эта сильно перегруженная армия ещё не знала, что время играет против неё.

Этому эпохальному историческому событию предшествовало ещё одно, которое позже нашло отражение в литературе и живописи, а ещё позже — в кинематографе и филателии.

Первоначально Наполеон был уверен, что занятие Москвы остановит войну, позволит ему продиктовать России такие условия мира, которые надолго обеспечат Французской империи прочное положение в Европе и полное господство над её народами, а соответственно и мировое господство. Но всё пошло не так. Беспокоило Наполеона и отсутствие достоверных известий о русской армии. Армия Кутузова представляла собой реальную силу, что убедительно доказывала Бородинская битва, не считаться с ней было безумием. Достигнув долгожданной цели, наполеоновская армия превращалась в мародёров, впереди предстояла зима в разорённом и сожжённом городе. Очень скоро Наполеон понял, что оказался в ловушке и нужно торопиться с заключением мира. Он направлял дважды письма с предложением о заключении мира императору Александру I. Не получив ответа, Наполеон отправил 23 сентября (5 октября) в ставку Кутузова своего генерал-адъютанта Жака Александра Бернара Ло де Лористона с предложением заключить мир и дать ему, Лористону, пропуск для проезда в Петербург на переговоры с Александром I от имени Наполеона.

В знаменитом же письме было следующее:

«Князь Кутузов!

Посылаю к Вам одного из моих генерал-адъютантов для переговоров о многих важных делах. Хочу, чтобы Ваша светлость поверили тому, что он Вам скажет, особенно, когда он выразит Вам чувства уважения и особого внимания, которые я с давних пор питаю к Вам. Не имея сказать ничего другого этим письмом, молю Всевышнего, чтобы он хранил Вас, князь Кутузов, под своим священным и благим покровом.

Наполеон».

Однако часовые переговоры Лористона и Кутузова оказались для Наполеона напрасными. Кутузов отвёл упреки Наполеона в том, что русские люди воюют «не по правилам». «Они войну сию почитают равно как бы нашествие татар, — объяснил фельдмаршал, — я не в состоянии переменить их воспитание». Заключить перемирие Кутузов отказался: «Я буду проклят потомством, если во мне будут видеть первопричину какого бы то ни было соглашения... Таково теперешнее настроение моего народа». Кутузов ответил также, что не имеет полномочий заключать мир или перемирие. «О мире и думать не следует до тех пор, пока французы не покинут всю территорию России… Теперь он [Наполеон] считает, что со взятием Москвы его поход окончился, а мы полагаем, что война только начинается, и Наполеон скоро убедится в этом». После чего князь Волконский был направлен к российскому государю с донесением о предложении Наполеона. Однако и эта попытка закончилась ничем. Позже в заключении на острове Святой Елены Наполеон скажет: «Я должен был бы умереть сразу после вступления в Москву…». Это был апогей его славы. В русской кампании всё шло вопреки его замыслам и чётким расчётам. Наполеон не смог навязать противнику своей воли, европейских правил игры, не он управлял этой войной. Русские действовали «не по правилам».

Картина Н.П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова»

Именно этот важный, судьбоносный исторический момент, происшедший в ставке Кутузова, после которого Наполеон решился покинуть Москву, запечатлел известный советский художник Н.П. Ульянов. В центре его картины «Лористон в ставке Кутузова» француз изображён в виде стоящей в избе фигуры в синем мундире с золотым шитьём и эполетами, с красной лентой через плечо, держащей в руках шляпу с белым плюмажем. Кутузов изображён в виде сидящей фигуры в зелёном расстёгнутом сюртуке с красным воротником и отворотом и золотыми эполетами, держащей в руках письмо Наполеона. В центре — окно избы, за которым полыхают огни военного лагеря русской армии.


Николай Павлович Ульянов (1875–1949) — русский и советский живописец, график, художник театра. Педагог. Автор мемуаров, эссе. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1932). Лауреат Сталинской премии III степени (1948). Ульянов приступил к работе над картиной в 1944 году. Для образа Кутузова художнику позировал народный артист СССР М.М. Тарханов, для Лористона — артист и режиссёр Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко П.И. Румянцев.

Известный советский писатель Валентин Пикуль в сборнике «Генерал на белом коне» так охарактеризовал полотно художника: «…картину "Лористон в ставке Кутузова" наш замечательный мастер живописи Н.П. Ульянов создал в тяжкие годы Великой Отечественной войны, когда враги вновь встревожили историческую тишину Бородинского поля. Его картина служила грозным предупреждением захватчикам, которых в конечном счёте ожидал такой же карающий позор и такое же беспощадное унижение, какие выпали на долю зарвавшегося Наполеона и его надменных приспешников…».


Почтовая марка СССР с репродукцией исторической картины Н.П. Ульянова «Лористон в ставке Кутузова» была издана в 1975 году в серии «100-летие советских художников» в форме листа из 16 марок и 4 купонов. Дизайнер: И.В. Мартынов. Тираж марки составил 5 100 экземпляров. К выпуску были изданы КПД и карточка для картмаксимума.




Марина Сафонова

« назад