БУРЕНИЕ И ФИЛАТЕЛИЯ

Д.Ф. Балденко,
д.т.н., Почётный нефтяник СССР,
советник ОАО «НПО Буровая техника»

Ф.Д. Балденко,
к.т.н., доцент РГУ нефти
и газа имени И.М. Губкина



По мере развития нефтяной промышленности стали выпускаться «нефтяные марки». Под термином «нефтяная марка» понимается почтовая продукция, относящаяся к нефтяной, газовой и нефтехимической промышленности. В тематику НГФ входят реалистические и символические изображения нефтегазовых производственных процессов, их технических и технологических атрибутов, портреты или памятники личностей, внёсших значительный вклад в становление и развитие отрасли, а также общественно-политические события, связанные с нефтегазовой промышленностью.

К настоящему времени в 190 государствах всех континентов выпущено более 3 500 марок, посвящённых нефтегазовой тематике. Рекордсменами по выпуску нефтяных марок следует считать Румынию (более 300 марок), Саудовскую Аравию (свыше 200) и Иран (140). В Советском Союзе и Российской Федерации выпущено более 170 марок.

Бурение скважин занимает особое место в нефтегазовом комплексе. Выдающийся нефтяник Н.К. Байбаков в своей книге «Моя родина — Азербайджан» отмечал, что «...значение буровых работ трудно переоценить». Широко известно и высказывание первого начальника «Главтюменнефтегаза» В.И. Муравленко: «Нефть — на кончике долота». В технической литературе под термином «бурение» понимается процесс разрушения горных пород или другого монолита с целью получения отверстия (скважины, шахтные стволы, шпуры) с удалением продукта. Бурение как совокупность технологических операций — ответственный этап разработки месторождений для добычи минерального сырья. Бурение является одним из главных факторов развития нефтегазовой отрасли, а число активных буровых установок — важным индикатором глобального рынка нефти (исторический максимум по данным компании Baker Hughes был зафиксирован в 1981 г. — 5 624 установок). В 2020 г. действующий парк буровых установок составлял в среднем 1 360 единиц. Буровые установки в России выпускаются на ПАО «Уралмашзавод» и других машиностроительных заводах. Приводом породоразрушающего инструмента являются роторные системы и гидравлические забойные двигатели (турбобуры и винтобуры), выпускаемые предприятиями Пермского края. В последние годы в России годовые объёмы проходки в эксплуатационном бурении составляют более 25 млн м, в разведочном — около 1 млн м и постоянно растут. Анализ фонда почтовой продукции показывает, что тематику «Бурение нефтяных и газовых скважин» можно систематизировать следующим образом.

История бурения

Многие марки посвящены истории и памятным датам бурения скважин для добычи углеводородов (нефть и газ), геологической разведки, бурения угольных шахт и строительных объектов. Хотя бурение для сооружений колодцев было известно много столетий назад, началом современного бурения считается 1848 г., когда в с. Биби-Эйбат под г. Баку ударным способом была пробурена нефтяная скважина. Позднее нефтяные скважины были пробурены на Западной Украине (г. Борислав), где в 1861 г. было осуществлено бурение первой в этом регионе нефтяной скважины, что пришло на замену способу копания колодцев, а также на Кубани в 1864 г. За рубежом основоположником бурения нефтяных скважин считается американский инженер Э. Дрейк, под руководством которого в 1859 г. в Пенсильвании была пробурена скважина глубиной 21 м вращательным способом, что положило начало развитию техники и технологии глубокого бурения. В дальнейшем такой способ бурения нефтяных скважин получил распространение и в других странах мира.

Спустя много лет почтовые ведомства ряда стран (США, Азербайджан и др.) отметили годовщины бурения первых скважин выпуском памятных марок, блоков и конвертов. В частности Египет в год столетия первой скважины (1986 г.) издал марку, где показаны вышки старой и современной конструкции. Первые нефтяные марки с изображением буровых вышек появились в Азербайджане (1921 г.) и Закавказской Республике (1923 г.).

Некоторые филателисты считают, что первая марка на тему «Бурение» появилась в 1887 г., когда Соликамская Земская почта (такая почта существовала в каждой губернии России) выпустила марку, на которой была изображена композиция: соляной колодец с журавлем и бадьёй для подъёма соляного раствора. Такой журавль по своему технологическому назначению является прообразом нефтяной вышки.




Буровые вышки как символ экономического развития

Основными композициями нефтяных марок являются открытый фонтан как символ богатства полезных ископаемых, а также нефтяная качалка или буровая вышка как отображение технических средств отрасли. По сюжетам марок многих стран мира можно проследить эволюцию развития вышек — от деревянных до современных различного конструктивного исполнения (башенных и мачтовых) и месторасположения — на суше, платформе или судне. Высота современных вышек достигает 60 м, а грузоподъёмность составляет 500 т и более.

Интересно отметить, что в прошлом эмблема нефтяной вышки была изображена на гербах Румынии, Азербайджанской и Туркменской ССР. В настоящее время нефтяная вышка присутствует только на официальном гербе Чеченской Республики. Вышки в национальных обрамлениях также присутствуют в элементах оформления на марках, посвящённых памятным датам бывших советских республик (Азербайджан, Туркмения, Татарстан, Башкирия, Дагестан, Коми) как один из символов экономического развития.

Вышки изображены на почтовой продукции с эмблемами и логотипами компаний, выставок, конференций, связанных с нефтегазовой тематикой, и даже на советской медали «За оборону Кавказа». Нефтяные марки являются наглядными символами политических и хозяйственных достижений стран.


Выпущенные в нашей стране марки дают возможность проследить за динамикой развития отрасли и географией нефтяных регионов.

В серии «Индустриализация СССР» (1941 г.) имеется марка с видом нефтяного промысла — буровые вышки, товарный парк и железнодорожный состав с цистернами нефти. Подобный сюжет присутствует на марке из серии «Послевоенное восстановление и развитие народного хозяйства СССР», марка снабжена призывом «Дадим ежегодно стране 60 миллионов тонн нефти!».

В 1959 г. была выпущена серия «Семилетний план развития народного хозяйства», где на одной из марок помещена стилизованная под цифру 7 диаграмма роста добычи нефти на фоне нефтяных вышек и рабочего нефтепромысла.

На марке СССР 1982 г. вышка буровой установки наряду с космическим кораблём и гидроэлектростанцией изображена как один из символов экономической мощи государства.

В постсоветские годы были выпущены марки, посвящённые регионам, где интенсивно наращивается добыча нефти и газа и поддерживаются старые месторождения (Тюменская обл., Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, Чеченская Республика, о. Сахалин).

На почтовом блоке 2000 г. буровая установка изображена как один из символов основных технических достижений нашей страны в ХХ веке.

Бурение на море

В связи с бурным развитием техники и технологии добычи углеводородов на шельфе и море за последние десятилетия символами отрасли становятся буровые и добывающие платформы. Нефтяные платформы можно рассматривать как чудо инженерной мысли, что нашло отражение и в НГФ.

Различные конструкции платформ (стационарные, самоподъёмные, полупогружные) и буровые судна запечатлены на марках разных стран. Самая глубоководная платформа Perdido фирмы Shell, закреплённая на плавучей опоре, удерживаемой стальными канатами на морском дне, эксплуатируется в Мексиканском заливе на глубине 2 450 м. Наиболее высокая (472 м) платформа Troll-A весом 684 000 т установлена в норвежском секторе Северного моря. Это гигантское сооружение (самый тяжёлый в мире искусственный объект) по высоте в полтора раза выше Эйфелевой башни, что отображено на марке Норвегии.

Бурение на море впервые было осуществлено в Тихом океане в конце XIX века (с пирса на 150 м от берега). Морские платформы для разработки нефтяных месторождений начали применяться в США в 1930-х гг. На марке Румынии представлена первая морская нефтяная платформа 1934 г. в Бомонте (Техас, США). В СССР морское бурение на Каспии началось в 1920-х гг. в бухте Ильича вблизи Баку. Впервые морской промысел был возведён в 1949 г. также на Апшеронском полуострове («Нефтяные камни»). На приведённом конверте и марке 1971 г. показана эстакада длиной 42 км и на горизонте буровые установки.

В настоящее время в России в эксплуатации находится ряд буровых платформ на шельфах Каспийского, Балтийского, Баренцева, Печорского, Охотского морей, что изображено на марках и конвертах. В 2015 г. издана марка «Платформа «Приразломная». Это уникальное ледостойкое стационарное сооружение общей высотой 141 м находится в Печорском море и осуществляет все технологические операции — от бурения до добычи и танкерной отгрузки нефти. С платформы, впервые в мире эксплуатируемой в условиях арктического шельфа (ПАО «Газпром нефть»), были пробурены 39 наклонно направленных скважин различного технологического назначения с горизонтальным окончанием. Глубина стволов достигает 3 000 м. Самая протяженная в мире горизонтальная скважина была пробурена НК «Роснефть» с платформы «Орлан» на месторождении Чайво в Охотском море. Длина ствола скважины составляет 15 000 м при отходе от вертикали 14 129 м.


На памятном конверте ПАО «ЛУКОЙЛ» представлен силуэт морской ледостойкой стационарной платформы, используемой для бурения и эксплуатации скважин на шельфе Балтийского и Каспийского морей.

На марке Вьетнама 1988 г. изображена морская платформа, на которой специалистами СП «Вьетсовпетро» были пробурены наклонно направленные скважины в Южно-Китайском море.

Бурение глубоких и геологоразведочных скважин, проводка тоннелей

Бурение глубоких и сверхглубоких скважин всегда было в центре внимания нефтяного сообщества. Современные технологии и технические средства позволили пробурить сверхглубокие скважины: Tibr глубиной 10 685 м в Мексиканском заливе, Bertha Rogers — 9 583 м (Оклахома, США), KTB Oberpfalz — 9 101 м (Бавария, ФРГ).

Но самым выдающимся достижением науки и техники является успешное бурение в 1970–1980-х гг. в СССР Кольской сверхглубокой скважины СГ-3 глубиной 12 262 м по проекту ВНИИБТ. Почтовое ведомство СССР откликнулось на это событие, выпустив специальный конверт и марку. На марке изображена конструкция скважины, компоновка бурового инструмента и общий вид буровой установки на фоне заполярного пейзажа. Следует отметить, что на всех этапах проводки этой рекордной скважины использовалось исключительно отечественное оборудование, в том числе алюминиевые бурильные трубы, гидравлические забойные двигатели (в частности редукторный турбобур ТРМ-195 специального исполнения для условий бурения на глубинах с высокими забойными температурами) и уникальная буровая установка БУ-15000, изготовленная ПАО «Уралмашзавод».

Несколько марок (СССР, ГДР) посвящены геологоразведочным работам (в том числе геофизическим исследованиям в процессе бурения), имеющим большое значение для развития добывающих отраслей промышленности и изучения недр.

Бурение как важный технологический элемент находит место и в разработке месторождений с твёрдыми полезными ископаемыми (в первую очередь угля), строительстве тоннелей (для автомобильного, железнодорожного транспорта, метро, водопроводов) и других объектов. Для этих целей в прошлом использовались отбойные молотки и буры, а в настоящее время — специальные проходческие агрегаты и щиты (рабочий орган которых оснащается твёрдосплавными резцами), позволяющие получить ствол диаметром более 10 м. При строительстве тоннелей также используется взрывобурение.

Тоннель как технический объект с учётом масштабного фактора и условий бурения можно рассматривать как прообраз современных горизонтальных скважин, получивших широкое распространение при разработке нефтяных и газовых месторождений.

Эта тема также нашла своё место в филателии. На марке Италии 1965 г. изображена трасса автомобильного тоннеля в Альпах под Монбланом диаметром 8,6 м и длиной 11,6 км, соединяющего Францию и Италию. При строительстве Байкало-Амурской магистрали (марка СССР, 1981 г.) было построено пять крупных тоннелей, один из которых (Северомуйский: 3 ствола диаметром 7,5 м длиной 15,3 км) по сложности проходки не имеет аналогов в мире (что потребовало применения специальных методов горизонтального бурения) и является наиболее протяжённым в России. Самый длинный железнодорожный тоннель в мире (Готардский, 57,1 км), построенный в Швейцарских Альпах, запечатлён на марке 2016 г. Рекордный по протяжённости тоннель — Делавэрский акведук для водоснабжения Нью-Йорка (1939–1945 гг.) пробурен на глубинах до 300 м через скальные породы на расстояние 137 км.



Технические элементы буровых работ

Технические элементы бурового оборудования нечасто присутствуют на марках и другой почтовой продукции. Встречаются марки с интересными композициями. Так, Австрия в 1980 г., к пятидесятилетию своей нефтяной промышленности, издала марку, на которой буровик осматривает шарошечное долото на фоне свечей бурильных труб. Подобный сюжет изображён на марке Венесуэлы. Ряд других стран (в частности Катар, Нигерия, Индонезия) выпустили марки, на которых изображены рабочие буровой бригады на площадке ротора во время выполнения СПО.

На некоторых марках наряду с изображением вышек показаны контуры оборудования буровой установки (крюк, вертлюг, ротор, лебёдка, машинные ключи), что даёт представление о механизмах бурового комплекса. На марке Румынии 1986 г. изображена буровая установка F-300, получившая широкое распространение в этой стране.

Бурение в Антарктиде

В отечественной филателии, начиная с экспедиции Папанина в 1930-х гг., проходит тема освоения земных полюсов. С начала ХХ века методами бурения изучаются льды, которые служат первичными источниками бесценной информации о климате Земли в прошлом. Наиболее полная коллекция ледяных кернов с различных глубин была собрана во время реализации Европейского проекта ледового бурения в Антарктиде в 1996–2005-х гг.

На российской антарктической полярной станции «Восток» было проведено бурение скважины во льду для получения воды из расположенного на большой глубине реликтового озера. Технология бурения такой скважины глубиной 3 107 м с применением термического метода разработана в Санкт-Петербургском Горном университете. Этому знаменательному событию посвящён почтовый блок 2003 г.

Британская почта также отметила бурение в Антарктиде выпуском блока с интересными техническими деталями при извлечении ледяного керна и графиком температуры ледяного покрова за тысячи лет. Французская почта выпустила марку, где показана установка для бурения во льдах Антарктиды и символ «бур в снежинке».


Бурение вне Земли

Весьма популярной темой коллекционирования марок является освоение космоса. Однако такое выдающееся достижение, как бурение вне Земли, осталось для многих филателистов в тени. В 1969 г. американские астронавты на космическом корабле Аполлон-11 в ходе первого полёта на Луну провели бурение на лунной поверхности в ручном режиме. Для привода керноотборного устройства применялся портативный ручной электробур. Общая глубина нескольких пробуренных скважин составила около 3 м. Масса образцов доставленного лунного грунта 21,5 кг.

Бурение в автоматическом режиме на лунной поверхности впервые было проведено с советской межпланетной станции Луна-16 в 1970 г. Посадочная ступень станции содержала грунтозаборный механизм и все необходимые устройства для управления и возвращения на землю. Буровое устройство (пенетрометр) осуществило бурение на глубину всего 35 см. Но это был первый шаг человечества к исследованию поверхности другого небесного тела методом бурения без участия космонавтов. Грунт (реголит) массой 100 г в герметичной капсуле был доставлен на Землю и подвергся изучению. Впоследствии бурение с автоматических станций Луна-20 и Луна-24 позволило заглянуть в недра нашего спутника до глубины 2 м. Ответственными за буровую часть советской лунной программы являлись учёные и конструкторы предприятий ОАО «СКБ Геотехника», МГРИ, МИНХ и ГП.

В 1981 г. в рамках программы исследования Венеры было проведено бурение (на глубину 3 см) и взяты образцы грунта на советской автоматической межпланетной станции Венера-13, что позволило оценить состав и свойства поверхности планеты.

Эти уникальные события нашли отражение в марках, выпущенных в СССР и других странах. Некоторые из них приведены в статье. В 2014 г. в честь главного конструктора беспилотных лунных и планетных зондов Г.Н. Бабакина выпущена памятная марка с портретом учёного на фоне «Лунохода».



Экологическая безопасность

В последние годы почтовые ведомства многих стран не прошли мимо такой темы, как экология окружающей среды. Марки, обращающие внимание на актуальность технологических решений, которые способны минимизировать вред от разработки нефтегазовых месторождений и обеспечить безопасность, в том числе в процессе бурения нефтяных и газовых скважин, интересны по своему содержанию. Наряду с техническими объектами они содержат в сюжетах элементы флоры и фауны. В серии марок Сан-Томе и Принсипи «Крупнейшие экологические катастрофы мировой нефтяной отрасли» особо отмечен процесс тушения пожара в связи с аварией на буровой платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в 2010 г.


Общественно-политические события

Как известно, становление и развитие нефтегазовой промышленности неразрывно связано с общественной жизнью, поэтому на многих нефтяных марках можно найти отображение политических и других знаменательных международных событий. Государства, входящие в созданную в 1960 г. Организацию стран-экспортеров нефти (сейчас это 13 стран Азии, Африки и Латинской Америки), периодически выпускают почтовые марки с эмблемой ОПЕК, в том числе с изображением буровой вышки.

Буровые вышки представлены на почтовых марках, посвящённых таким важным общественно-политическим событиям, как Венская торговая ярмарка (Австрия, 1947 г.); визит английской королевы (Тринидад и Тобаго, 1966 г.); памятные даты лидеров нефтяных и развивающихся стран (например, композиции с портретами шаха Ирана или членов правящих семей монархий Аравийского полуострова, в честь 70-летия короля Тонга); годовщины революций (Египет, Сирия, Ливия, Мексика и др.); юбилеи открытия нефтегазовых месторождений (Аргентина, Иран, Ирак, Йемен, Кувейт и др.); юбилеи нефтяных компаний (Бразилия, Боливия, Венесуэла, Мексика и др.); окончание войны между Боливией и Парагваем (Боливия, 1966 г.); годовщина победы над Южным Вьетнамом (Вьетнам, 1984 г.); юбилейные даты Африканского банка развития (Тунис, 1969 г.; Габон, 1989 г.); промышленные выставки и научно-технические конференции (Ирак, Тринидад и Тобаго, Малайзия, Египет и др.).

В семействе нефтяных марок видное место занимают почтовые эмиссии, выпущенные в честь Мировых нефтяных конгрессов, ведущих свою историю с 1933 г. Стало традицией, начиная с Римского Мирового нефтяного конгресса (1955 г.), что страна-организатор выпускает памятные марки. В большинстве случаев на этих марках изображается буровая вышка как символ отрасли и приводится эмблема конгресса.

Наша страна дважды принимала конгрессы — в 1971 и 2014 гг., и сопровождала их выпуском марок, конвертов и спецгашений. К VIII Московскому конгрессу 1971 г. почтовое ведомство СССР выпустило многосюжетную марку и конверт с А-образной буровой вышкой, изображённой на фоне стилизованной карты мира и различных достижений научно-технического прогресса. Одному из авторов статьи довелось принимать участие в подготовке и издании спецгашения и быть свидетелем большого интереса к этой продукции в качестве члена Оргкомитета конгресса.


Выдающиеся деятели отрасли

НГФ не обошла вниманием имена общественных деятелей, учёных и специалистов, внёсших выдающийся вклад в развитие нефтегазовой промышленности и ТЭК. В разделе «Бурение» этот список не очень обширен. Среди отечественных личностей — это первый нарком тяжёлой промышленности СССР Серго Орджоникидзе, имя которого носит ПАО «Уралмашзавод» и Российский государственный геологоразведочный университет; основоположник нефтяной геологии И.М. Губкин, в честь которого назван Российский государственный университет нефти и газа; знаменитые руководители нефтегазовых отраслей разных лет Н.К. Байбаков, В.С. Черномырдин; организатор и исследователь бурения на месте падения Тунгусского метеорита Л.А. Кулик.

На зарубежных марках персоналии встречаются также нечасто. Известны марки в честь братьев Нобелей, предпринимателя Д. Рокфеллера и блок к столетию нефтяной промышленности США с портретами энтузиастов отрасли.



Литература

1. Балденко Д.Ф. Филателия. Статья в Российской горной энциклопедии. / Д.Ф. Балденко. – Изд-во БРЭ, 2004. – 434–436 с.
2. Балденко Д.Ф. Филателия. Нефтегазовая филателия. / Д.Ф. Балденко. – 2018. – № 2, 4, 11.
3. Джафаров К.И. Бурение. Статья в Российской горной энциклопедии. / К.И. Джафаров. – Изд-во БРЭ, 2004. – 134 с.
4. Копылов В.Е. Окрик памяти. Книга 2. / В.Е. Копылов. – Тюмень.: Изд-во Слово, 2001. – 352 с.
5. Копылов В.Е. Бурение скважин вне земли. / В.Е. Копылов. – М.: Изд-во Недра, 1977. – 160 с.
6. Нерослов А.М. Филателия и нефть. Тематический каталог почтовых марок. / А.М. Нерослов. – НП Пермская нефть, 2015. – 416 с.

« назад