«ПРОКАТИ НАС, ПЕТРУША, НА ТРАКТОРЕ…»

Уникальный «тракторный» картмаксимум СССР

Валерий Петров
Делегат СФР в Комиссии по максимафилии ФИП


В филателистической тракторной колонне весомое пополнение: АО «Марка» выпустило очередную серию из 4 марок «История отечественного тракторостроения», посвящённую на этот раз колёсным тракторам. Одновременно вышли 4 немаркированные почтовые карточки, с которыми сделаны красочные картмаксимумы (КМ), погашенные в 5 разных городах России. На рис. 1 показан один из них: с трактором СТЗ-15/30, производившимся с 1930 года Сталинградским тракторным заводом (отсюда аббревиатура СТЗ) и с 1931 года Харьковским тракторным заводом (СХТЗ-15/30). Картмаксимум погашен наиболее подходящим в данном случае штемпелем Волгограда.

Рис. 1. Картмаксимум «Трактор СТЗ-15/30». Изд. АО «Марка», 2022 г.

Тракторная тема в мировой филателии весьма популярна, количество марок на эту тему перевалило за 600[1], немалый вклад в эту цифру внесли выпуски СССР и России. И первыми марками с изображением тракторов стали почтовые миниатюры именно нашей страны (рис. 2). В первой же серии марок СССР, выпущенной 19 августа 1923 года в день открытия Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве, на одной из марок было приведено стилизованное изображение трактора.

   
Рис. 2. Первые марки СССР с изображением трактора

На второй марке, выпущенной в ноябре 1929 года в составе серии «За индустриализацию СССР», изображена тракторная колонна в поле. В коллекции автора есть художественная почтовая карточка, франкированная этой маркой и отправленная 30 июля 1930 года из города Павлово-на-Оке Нижегородской области в Курскую область (рис. 3). На этой карточке с названием «Развитие сельского хозяйства», согласно[2] изданной в 1930 году, художник А.Г. Золотарёв изобразил тот же трактор, что и на марке, правда, без воздухозаборной трубы.

Рис. 3-1. Трактор «Фордзон-Путиловец». Картмаксимум СССР 1930 г. Видовая сторона

Рис. 3-2. Трактор «Фордзон-Путиловец». Картмаксимум СССР 1930 г. Адресная сторона.

Тип трактора легко определить, сравнив рисунки марки и открытки с фотографией тех же лет «Красноармейцы обучаются вождению трактора» (рис. 4). На ней изображён предшественник трактора СТЗ-15/30, не менее знаменитый для своего времени трактор «Фордзон-Путиловец» (ФП), выпускавшийся в 1924–1932 гг. по лицензии компании «Форд» ленинградским заводом «Красный Путиловец». Не исключено, что эта фотография и подсказала художнику сюжет открытки.

Рис. 4. Красноармейцы обучаются вождению трактора.

«Фордзон-Путиловец» был самым массовым трактором того времени, своего рода символом новой деревни и индустриализации страны вообще. Он изображался не только на марках, но и на плакатах, агитационном фарфоре, снимался в кино («Клятва», Тбилиси, 1946). На «Фордзоне» работал тракторист комсомолец Пётр Дьяков, реальный герой популярной песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе», ровесницы марки 1929 года. Много лет эта песня была в репертуаре хора имени Пятницкого, ей посвящали свои работы мастера Мстеры и Палеха (рис. 5).

Рис. 5. В. Белозёрова, Палех. Прокати нас, Петруша, на тракторе. Открытка изд. «Изобразительное искусство», 1972 г.

Но вернёмся к обсуждаемой открытке-картмаксимуму. Возможно, её отправитель был любителем так называемых карточек TCV (от франц. timbre côté vue — марка на видовой стороне), популярных среди коллекционеров многих стран, включая Россию, в первой трети XX века. И «тракторную» марку с номиналом 10 коп. он использовал вполне сознательно. Ведь по действовавшему тогда тарифу для иногородней почтовой карточки хватило бы пятикопеечной марки.

Правда, сообщение на открытке не похоже на переписку между коллекционерами. Но как бы там ни было, её отправитель вольно или невольно стал автором редкого, возможно, уникального КМ. Заметим, что термин картмаксимум тогда ещё не существовал. Он впервые появится в филателистической литературе только в 1932 году.

Очень может быть, что это вообще самый первый в мире КМ по тракторной тематике. Ведь первая зарубежная марка с изображением трактора (рис. 6) появилась в Канаде только 4 декабря 1930 года, через 4 с лишним месяца после гашения нашего картмаксимума, а марка Тувы увидела свет в 1934 году.

   
Рис. 6. Первые зарубежные марки с изображением трактора

Однако не исключена вероятность существования более «древнего» КМ с показанной на рис. 2 маркой СССР 1923 года, тем более что все «комплектующие» для создания такого картмаксимума имелись. Выставочный комитет издал большую серию открыток с видами павильонов и на некоторых из них заметны тракторы (рис. 7).

Рис. 7. Открытка. Всесоюз. с.-х. и кустарно-пром. выставка. Ф-ка тракторов и моторных плугов (Берлинское об-во машиностроения). Изд. Глав выст. ком.

Кроме открыток были изготовлены штемпеля (№№ 2, 3 по каталогу В.А. Якобса[3]) с названием выставки и календарной переводной датой. Они применялись с 17 августа по 2 ноября 1923 года в открытых на выставке почтово-телеграфных отделениях.

Мне не встречалась информация о существовании КМ с тракторной маркой 1923 года. Но, в любом случае, не только первые марки, но и первый в мире картмаксимум с изображением трактора появились в нашей стране.


Литература
1. https://colnect.com/ru/stamps/themes.
2. https://nlr.ru/exib/AXP/3.htm. Открытки 1920-х – 1930-х гг. издательства Ассоциации художников революции (АХР).
3. В.А. Якобс. Специальные почтовые штемпеля СССР 1922–1972 гг. М., «Связь», 1976.

« назад