В апреле 2022 года исполнилось 30 лет со дня образования в Российской Федерации Комиссии по Государственным знакам почтовой отплаты. Срок, по нынешним меркам, достаточный для подведения итогов её деятельности.
Вначале немного истории. В декабре 1991 года прекратил своё существование СССР. Выпуск знаков почтовой оплаты тогда регулировался правовыми актами Министерства связи СССР. Таким образом, в 1992 год Российская Федерация вступала при отсутствии нормативной базы по изданию и распространению знаков почтовой оплаты. Сам процесс планирования и издания знаков почтовой оплаты нельзя было прерывать ни на один день, поэтому в первом квартале 1992 года использовались наработки времён СССР, поменялось название страны и, соответственно, номиналы марок согласно тарифам. После перехода Издательско-торгового центра «Марка» (ныне АО «Марка») в ведение Министерства связи РСФСР назрела необходимость подготовки новой нормативной базы.
Перво-наперво приказом Минсвязи РСФСР от 24.04.1992 была создана Комиссия по почтовым эмиссиям при Министерстве связи Российской Федерации. Приводим полный состав Комиссии, утверждённый этим приказом, потому что он в дальнейшем менялся, а этот состав был первым:
Бутенко Б.П. — заместитель Министра связи Российской Федерации, председатель Комиссии;
Поляков В.А. — начальник Отдела почтовой связи и распространения печати Минсвязи РФ, заместитель председателя Комиссии;
Шелихов В.В. — заместитель начальника Отдела почтовой связи и распространения печати Минсвязи РФ;
Манукян Л.К. — директор Издательско-торгового центра «Марка»;
Мусихин Б.В. — заместитель директора Издательско-торгового центра «Марка», главный редактор;
Илюшин А.С. — президент Союза филателистов России;
Синегубов В.В. — вице-президент Союза филателистов России;
Костюк С.В. — инженер II категории подотдела распространения печати Отдела почтовой связи и распространения печати Минсвязи РФ, секретарь Комиссии.
Должности членов Комиссии приведены на момент издания приказа. Не удивляйтесь названию структурного подразделения Министерства — в то время в его состав входили Отделы и подотделы, департаменты и управления появились позже.
Как видите, в состав Комиссии вошли наиболее компетентные в ту пору специалисты Минсвязи России, ИТЦ «Марка» и Союза филателистов России. Этим же приказом начальнику ОПСиРП Полякову В.А. и директору ИТЦ «Марка» Манукяну Л.К. было поручено подготовить Положение о Комиссии Министерства связи Российской Федерации по почтовым эмиссиям. Первое заседание Комиссии состоялось 30 апреля 1992 года. На нём были рассмотрены планы издания ГЗПО на 1992 и 1993 годы. Положение о Комиссии, в котором были закреплены вопросы её формирования и деятельности, было утверждено 02.06.1992. Более подробно о Положении поговорим чуть позже.
Название комиссии в зависимости от органа федеральной исполнительной связи, при котором она создавалась, время от времени менялось. В 1992 году произошло кардинальное изменение в названии — в правовой оборот было введено новое понятие «Государственные знаки почтовой оплаты», соответственно, комиссия приобрела современное название — Комиссия по Государственным знакам почтовой оплаты.
После передачи полномочий по организации издания и распространения ГЗПО в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации приказом Минцифры России от 28.03.2022 № 260 утверждён новый состав Комиссии. В него вошли представители Министерства, Администрации Президента Российской Федерации, Госдумы России, МИД России, Минюста России, Россотрудничества, АО «Марка», Геральдического совета при Президенте Российской Федерации, Центрального музея связи имени А.С. Попова, АО «Гознак», Союза филателистов России, АО «Почта России», ФГУП «Почта Крыма». Всего 19 человек. Сравните с первым составом — разительная разница по численности и охвату специалистов.
Первое Положение о Комиссии, как уже ранее было сказано, было утверждено 02.06.1992. Его подготовку осуществляли подотдел распространения печати Отдела почтовой связи и распространения печати Минсвязи РФ и ИТЦ «Марка». В дальнейшем с течением времени текст менялся в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации и в структуре федеральных органов исполнительной власти. Современное Положение о Комиссии утверждено приказом Минцифры России от 09.03.2022 № 181. Отрадно отметить преемственность всех этих документов.
В своей деятельности Комиссия руководствуется нормативными правовыми актами Российской Федерации. В перечень её основных задач входит рассмотрение проектов тематических планов издания почтовых марок, почтовых конвертов и карточек с оригинальными марками, определение сроков нахождения ГЗПО в почтовом обращении, рассмотрение предложений по внеплановым почтовым выпускам.
Формируется Комиссия на основе добровольного участия в её работе представителей федеральных органов исполнительной власти, включая Минцифры России, иных организаций и общественных объединений. Председателем Комиссии по должности является курирующий вопросы почтовой связи заместитель Министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Заседания Комиссии проводятся не реже двух раз в год (как правило — март и сентябрь) в форме очных заседаний или с использованием видео-конференц-связи. Решения Комиссии принимаются на основе консенсуса, по вопросам, мнения по которым разделились, проводится голосование, в том числе в заочной форме путём рассылки бюллетеней. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Решения оформляются протоколом. По истечении сроков хранения протоколов, они и прилагаемые к ним материалы передаются на хранение в Государственный архив Российской Федерации. В соответствии с решениями Комиссии её председатель утверждает тематические планы издания ГЗПО и их образцы.
А теперь настало время поговорить о том, какие же принципы положены в основу проектов тематических планов издания ГЗПО. После утверждения в 1992 году состава Комиссии в её адрес поступали обращения с предложениями по тематике почтовых выпусков. Как с ними работать? Какие предложения принять, а какие отклонить? Почему принять или отклонить? И это не полный перечень тех вопросов, с которыми Комиссия столкнулась. Жизнь подсказала, что требуется ещё один документ, который бы регламентировал порядок работы с обращениями и формированиями тематических планов издания ГЗПО. Такой документ был принят приказом Минсвязи России от 03.10.1992 № 348 «Об утверждении Положения о Государственных знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации». В 1994 году после принятия постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 14.08.1993 № 798 «Об утверждении Положения о Федеральном управлении почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации» данный документ был переработан и приказом Минсвязи России от 26.05.1994 № 115 было утверждено «Положение о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации». Как могут читатели заметить, из названия документа ушёл термин «Государственные», и это неспроста. К моменту принятия нового Положения вышло постановление Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 722 «Об утверждении правил подготовки ведомственных нормативных актов», в соответствии с которым приказы министерств, носящих межведомственный характер или затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации. Сотрудники Минюста России к тексту документа подошли принципиально и последовательно. Они указали, что термин «Государственные знаки почтовой оплаты» не установлен федеральным законом, поэтому остановились на привычном термине «знаки почтовой оплаты». Приказ Минсвязи России зарегистрирован Минюстом России 27 мая 1994 года, рег. № 584, имеет силу нормативного правового акта Российской Федерации и обязателен к исполнению на всей территории страны всеми организациями и гражданами. В 1995 году термин «Государственные знаки почтовой связи» был закреплён на уровне закона после вступления в силу Федерального закона от 09.08.1995 № 129-ФЗ «О почтовой связи».
Приказ № 115 действует до сих пор. Почему он не изменён? Попытки его пересмотра предпринимались неоднократно, связано это было с организационными изменениями в структуре Минсвязи России, с изменениями в законодательстве Российской Федерации, с приобретённым практическим опытом по формированию тематических планов издания ГЗПО: ФУПС ликвидировано в 1996 году, производственное объединение «Гознак» преобразовано в акционерное общество, учреждения почтовой связи преобразованы в управления и предприятия. Но специалисты Минюста России настоятельно рекомендовали внести изменения в действующий приказ № 115 только после принятия новой редакции Федерального закона «О почтовой связи». Закон был принят 17.07.1999 за № 176-ФЗ, но пришла пора новых изменений в структуре федеральных органов исполнительной власти, и вопрос стал не сильно актуален.
В 2009 году была создана межведомственная рабочая группа (приказ Минкомсвязи России от 12.10.2009 № 128) по подготовке новой редакции Федерального закона «О почтовой связи» под руководством заместителя Министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Н.С. Мардера. Рабочая группа к 2012 году подготовила, согласовала с заинтересованными органами государственной власти и внесла в Правительство Российской Федерации соответствующий проект. В него вошли положения, касающиеся вопросов издания и распространения ГЗПО, которые в последующем предполагались для внесения в новую редакцию приказа № 115. Но в июне 2012 года новым Министром связи России Н.А. Никифоровым было принято решение по отзыву из Правительства проекта закона для подготовки новой, лучшей редакции. Вот так и действуют до сих пор Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и приказ № 115, который оказался незаменимым инструментом при формировании тематических планов издания ГЗПО.
Почему незаменимым? Да потому, что в нём определены базовые принципы формирования тематических планов издания ГЗПО. К ним относятся следующие:
— не посвящаются выпуски ГЗПО ныне здравствующим лицам;
— выдающиеся деятели могут быть изображены на ГЗПО не ранее, чем через 10 лет после кончины и к юбилеям со дня рождения, кратным 25;
— изображение лиц производится с учётом законодательства по защите персональных данных;
— не издаются ГЗПО с надбавкой к номиналу;
— события исторического характера, юбилеи субъектов Российской Федерации, городов, предприятий, учреждений, организаций отображаются на ГЗПО к юбилеям, кратным 50;
— издание ГЗПО проводится с учётом наиболее полного удовлетворения потребностей организаций федеральной почтовой связи, населения, предприятий и организаций;
— ГЗПО должны соответствовать требованиям Всемирного почтового союза, отражать в сюжетах многонациональное устройство Российской Федерации, культурное и историческое наследие народов, проживающих на её территории, флору и фауну страны, достижения во всех областях знаний, основные события внутренней и международной жизни и филателии;
— издание осуществляется единственным эмиссионным центром — АО «Марка»;
— издание серий стандартных почтовых марок осуществляется массовым тиражом при изменении почтовых тарифов или не реже 1 раза в 10 лет;
— номиналы ГЗПО должны соответствовать почтовым тарифам;
— часть тиражей ГЗПО может изготавливаться в гашёном виде;
— эскизы ГЗПО согласовываются со специалистами по данной тематике с соблюдением авторских прав;
— ГЗПО продаются только в организациях федеральной почтовой связи до полного исчерпания их запасов или до изъятия из почтового обращения;
— для обеспечения коллекционеров ГЗПО и иной филателистической продукцией в организациях федеральной почтовой связи осуществляется абонементное обслуживание, предусматривающее наиболее полное и преимущественное снабжение членов Союза филателистов России.
При формировании проектов тематических планов издания ГЗПО в них в приоритетном порядке включаются события и персоналии, по которым изданы Указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации. Далее редакционно-издательской службой АО «Марка» в проекты включаются события календаря юбилейных дат. Проекты тематических планов вносятся на Комиссию, которая, исходя из указанных выше принципов, рассматривает поступившие в её адрес обращения государственных органов, организаций и граждан и дополняет или корректирует тематические планы издания ГЗПО. После утверждения тематические планы размещаются на сайте АО «Марка» (www.rusmarka.ru), там же размещён электронный каталог выпущенных ГЗПО и другой филателистической продукции.
Генеральный директор АО «Марка» заслуженный работник культуры Российской Федерации А.В. Адибеков.
Заслуженный работник связи Российской Федерации действительный государственный советник II класса В.В Шелихов.
Литература:
1. Федеральный закон от 09.08.1995 № 129-ФЗ «О почтовой связи».
2. Федеральный закон от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи».
3. Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23.07.1993 № 722 «Об утверждении правил подготовки ведомственных нормативных актов».
4. Приказ Министерства связи РСФСР от 24.04.1992 № 169 «О создании Комиссии по почтовым эмиссиям».
5. Приказ Министерства связи Российской Федерации от 03.10.1992 № 348 «Об утверждении Положения о Государственных знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации».
6. Приказ Министерства связи Российской Федерации от 26.05.1994 № 115 «Об утверждении Положения о знаках почтовой оплаты и специальных почтовых штемпелях Российской Федерации».
7. Приказ Федерального агентства связи от 14.06.2019 № 98 «О создании Комиссии Федерального агентства связи по Государственным знакам почтовой оплаты».
8. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 09.03.2022 № 181 «О создании Комиссии по Государственным знакам почтовой оплаты при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
9. Приказ Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 28.03.2022 № 260 «Об утверждении состава Комиссии по Государственным знакам почтовой оплаты при Министерстве цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации».
« назад