100-ЛЕТИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АВИАПОЧТЫ

Константин Филобок


История возникновения и формирования доставки почты воздушным путём в России представляет большой интерес для филателистов разных стран, занимающихся изучением отечественной почты, знаков почтовой оплаты, почтовых штемпелей, разнообразных штампов и отметок. После Рапалльского договора Германии и Советского Союза отношения между странами заметно улучшились. В связи с намечающимся развитием дипломатического, экономического и военного сотрудничества с Германией наша страна остро нуждалась в установлении срочной и надёжной дипломатической связи с Берлином. Железнодорожное сообщение Москва — Берлин из-за отсутствия в то время прямых скоростных поездов занимало около 110 часов. Кроме того, часть маршрута проходила по территории Польши, недружественно относящейся и к России, и к Германии, и таможенные досмотры на границе сильно осложняли перевозку секретных сообщений и грузов. Ещё не отгремела до конца Гражданская война в России, а большевики совместно с немцами создают в ноябре 1921 года новую авиационную компанию. Россия предложила организовать совместную воздушную линию для доставки самолётами дипломатической почты и дипкурьеров из Москвы в Кёнигсберг. Остаток пути до Берлина дипкурьеры должны были проезжать скоростным поездом. При этом всё путешествие продолжалось бы 24 часа вместо 110 часов. Российско-германская компания получила название Deutsch-Russische Luftverkehrs A.G. (Российско-германское воздушное сообщение А.Г.), сокращённо «Дерулуфт» (Воздух) (Рис. 1), на основе концессионного соглашения между Советской Россией и германским обществом воздушных сообщений «Аэро Унион».

Рис. 1.

При этом все текущие расходы по эксплуатации авиалинии ложились на советскую сторону. Во главе общества было два директора, по одному от каждой стороны; лётчики и технический персонал состоял как из советских граждан, так и из германских. Первый самолёт общества «Дерулуфт» "RR1" прилетел в Москву из Кёнигсберга вечером 30 апреля 1922 г. Им управлял немецкий пилот Э. Юст. На борту находились и русские лётчики, проходившие стажировку. Официальное открытие авиалинии Москва — Смоленск — Ковно (сегодня Каунас) — Кёнигсберг (Калининград) состоялось на следующий день, 1 мая. В честь праздника пассажирский «Фоккер» в сопровождении группы российских военных самолётов совершил несколько показательных полётов над Москвой. На следующий день, по расписанию, бывший военный лётчик – герой Гражданской войны Иван Воедило, вылетел из Москвы в Кёнигсберг. Первая в нашей стране международная авиалиния начала свою работу по перевозке дипломатической почты и высших должностных лиц обеих государств. Время в пути составляло 8,5 часов. Первые самолёты были построены в Нидерландах на фирме «Фоккер». Девять самолётов «F.III.» принадлежали «Дерулуфт». В самолёте было пять пассажирских мест и отсек для грузов (почты). Все самолёты общества имели опознавательные знаки на крыльях и корпусе в виде букв RR (Российская Республика), изображения герба РСФСР и надписи «Собственность Росс. Социал. Фед. Сов. Республики» (Рис. 2). В Москве использовался аэродром на Ходынском поле (Рис. 3). В Берлине — Темпельхоф.

Рис. 2.

Рис. 3.

С 1 июня 1922 года разрешили принимать на московском почтамте международную авиапочтовую корреспонденцию от всех граждан. С 4 июня опубликованы «Тарифы на авиакорреспонденцию»: простой конверт 40 рублей (20 рублей за письмо + 20 рублей авиа) и заказной — 60 рублей (20 рублей за письмо + 20 рублей за заказное + 20 рублей авиа). Интересно то, что за 100 лет с начала доставки авиапочты по линии Москва — Смоленск — Ковно — Кёнигсберг не было найдено ни одного предмета авиакорреспонденции, отправленного обыкновенной почтой, все известные экземпляры — это заказная почта! Первая коммерческая отправка почты самолётом в России состоялась 4 июня 1922 г. (Рис. 4). Отметки на конверте, относящиеся к авиадоставке: надпись от руки «Воздушной почтой» и германский красный штамп «Мit Luftpost befordert Konigsberg» (Получено с авиапочтой в Кёнигсберге).

Рис. 4.

Вторая отправка состоялась 6 июня (Рис. 5). На конверте видна надпись от руки «По воздушной почте» и германский красный штамп «Мit Luftpost befordert Konigsberg» (Получено с авиапочтой в Кёнигсберге). Почтовая корреспонденция, отправленная этими двумя рейсами, является очень редкой! На сегодняшний день известно не более четырёх конвертов, находящихся в экспонатах ведущих коллекционеров авиапочты в мире.

Рис. 5.

В дальнейшем авиарейсы осуществлялись два раза в неделю, по вторникам и четвергам. В начальный период отправитель от руки сам указывал на доставку корреспонденции воздушным путём. Не было специальных марок для авиапочты: клеились те, что продавались на почте. В дальнейшем, с 1 июля 1922 г., предусмотренные к доставке самолётом письма клеймились специальным сопроводительным штампом «Mit Luftpost», заключённом в прямоугольную рамку из волнистых линий. Рамки имеют различную конфигурацию. Отправление частной международной авиакорреспонденции производилось из Москвы. Однако в связи возрастанием торгового сотрудничества с Европой разрешили принимать такую корреспонденцию ещё в 17 крупных городах РСФСР, откуда она доставлялась наземным путём. В первый год работы авиалинии Москва — Кёнигсберг, регулярные полёты совершались в период с 1 мая по 31 октября. С 1 по 28 ноября было совершено несколько отдельных полётов. За 1922 г. «Дерулуфт» совершил 100 рейсов, во время которых было перевезено 1 047 кг почты и 338 человек. Среди первых пассажиров «Дерулуфта» были дипломатический представитель РСФСР в Германии Н.Н. Крестинский, глава советского торгпредства Б.С. Стомоняков, Нарком внешней торговли Л.Б. Красин.

Общество «Дерулуфт» успешно просуществовало до 1937 года. Опыт же, накопленный в организации авиапочтовых перевозок на первой регулярной международной линии, стал эффективно использоваться при организации отечественной авиапочты, как одного из самых прогрессивных видов связи того времени. Ну а первые в стране авиапочтовые отправления 1922 года стали уникальными филателистическими раритетами.

« назад