Сербский портрет Петра I появился в Сербии на уникальной почтовой марке, изданной в честь 350-летия со дня рождения императора. Инициатором идеи выпуска почтовых марок выступил Российский центр науки и культуры «Русский дом» в Белграде. Проект реализован в сотрудничестве с почтой Сербии и Государственным Эрмитажем (Санкт-Петербург). Гашение «Первого дня» марки с ликом российского императора прошло в Музее почты Сербии (Белград) 9 июня 2022 года.
.png)
История сербского портрета Петра Великого.
История портрета чрезвычайно занимательна. Она начинается в конце 70-х годов XIX века, когда Сербию посетил известнейший русский историк и археолог граф А.С. Уваров, искусствовед, создатель Исторического музея на Красной площади в Москве.
На тот момент, по его воспоминаниям, монастырь Велика-Ремета находился в полуразрушенном состоянии после погрома, учинённого турками. Однако монахи приняли его, и среди портретов, которые находились в гостевом корпусе монастыря, Уваров с удивлением обнаружил портрет Петра Великого, который не был похож ни на один известный портрет императора.
.jpg)
Об этом, вернувшись в Россию, он рассказал слависту и искусствоведу В.В. Качановскому, который настолько заинтересовался этой историей, что отправился в Сербию, посетил Велику-Ремету, после чего подробно описал портрет, «неизвестно какими судьбами занесённый к австрийским сербам».
«Православные сербы во время "Славы" (храмового праздника) и великих праздников из церкви идут в покои настоятеля приложиться к портрету русского царя Петра как к чудотворному образу и произносят: "О, ты, наш избавитель!" — и затем целуют портрет. Следы частых поцелуев явственны на портрете», — написал В. Качановский.
.png)
Качановский также записал легенду, согласно которой Пётр Первый на обратном пути из первого путешествия в Европу остановился в монастыре Велика-Ремета и прожил здесь шесть недель. В благодарность за приём он распорядился ежегодно высылать обители 300 рублей и подарил свой портрет. По словам монахов, царские деньги поступали в Велика-Ремету до 40-х годов XIX века, а портрет царя почитался как икона.
.png)
Позже легенда не подтвердилась, но статьёй Качановского заинтересовался знаменитый критик, коллекционер, собиратель древностей В.В. Стасов, который отправился в Сербию, изучил полотно и высказал уверенность, что портрет писался с живой натуры Петра Великого. Благодаря усилиям Стасова портрет Петра Первого по представлению обер-прокурора синода К.П. Победоносцева и при содействии сербского митрополита Михаила был доставлен в Петербург и по желанию Александра II куплен для Романовской галереи Зимнего дворца. Взамен утраченной реликвии монастырь Велика-Ремета получил копию портрета для хранения, а также средства на восстановление обители. Сейчас картина хранится в Государственном Эрмитаже.
« назад