А.П. Дьяченко,
Член Союза учёных Санкт-Петербурга,
Член Ассоциации искусствоведов (AIC)
150 лет со дня рождения Сергея Павловича Дягилева — важная дата в культурной жизни нашей страны. Выдающийся организатор балетных и театральных мероприятий, талантливый инициатор масштабных гастролей мировых звёзд, менеджер высочайшего класса, методы которого изучают в бизнес-школах всего мира, журналист, написавший немало о музыке и общих вопросах художественной жизни. Словом, в высшей степени разносторонняя личность.
Дягилев был поистине удивительным человеком. Он обладал талантом общения, умел заражать людей своими идеями. А идей у него было немало. Реорганизация театрального процесса, балетной эстетики, новаторство в гастрольной политике, новейшие течения в музыке и балете... Всего и не перечислить.
Сергей Павлович Дягилев родился 19 марта 1872 года в Селищах Новгородской губернии в дворянской семье. С детства его окружал мир музыки, и творчество стало для него основной жизненной стихией. И хотя Дягилев окончил юридический факультет Санкт-петербургского университета, в области юриспруденции он никогда не работал. Музыка и вокал увлекли его настолько, что юноша забывал обо всём на свете. Параллельно с учёбой в университете Дягилев брал уроки игры на фортепиано у Н.А. Римского-Корсакова.
После окончания учёбы Дягилев увлёкся живописью и основал объединение «Мир искусства», которое вначале называлось кружок Бенуа-Дягилева, а также знаменитый художественный журнал «Мир искусства», который стал настоящей легендой.
Важно, что Сергей Павлович уделял большое внимание художественным контактам России с зарубежными странами. Он был сверстником таких значительных мастеров изобразительного искусства как, например, англичанин Обри Бёрдсли и немец Генрих Фогелер (оба были популярны в России и оба тоже родились в 1872 году). Он был глубоко погружён в атмосферу русского и европейского модерна, был его плотью и кровью.
Дягилев хотел пригласить в Россию знаменитого Обри Бёрдсли, мечтал, чтобы его произведения попали в нашу страну. И два знаменитых человека встретились в г. Дьеппе в 1897 году, совершили совместную прогулку. Общались они, скорее всего, на французском языке. Бёрдсли оставалось жить всего несколько месяцев (его смерть хронологически совпала с первыми шагами журнала «Мир искусства», на страницах которого его прославляли художники и критики) и, конечно же, в Россию он не приехал. Существуют свидетельства, что знаменитый англичанин подарил Дягилеву несколько своих рисунков. Если они когда-нибудь всплывут на аукционах, это будет настоящей сенсацией.
Российские филателисты были хорошо подготовлены к юбилею знаменитого деятеля русской культуры. Его облик знаком коллекционерам по нескольким конвертам и почтовой карточке с оригинальной маркой, вышедшей в 1997 году (художник Ю. Арцименев), причём очень интересно то, что перед нами дружеский шарж на знаменитого антрепренёра. А в серии марок, посвящённой русской культуре ХХ века, мы находим почтовую миниатюру, посвящённую знаменитым «Русским сезонам».
Фигура Дягилева расположена в правой части марки. Почтовые миниатюры с портретом Сергея Павловича выходили также в Монако, а знаменитого танцовщика Вацлава Нижинского мы видим на марках Франции и Германии. Не забудем и отечественный маркированный конверт с портретом В. Нижинского, выполненный по рисунку талантливого почтового дизайнера Андрея Троня. Этот рисунок выглядит так выразительно, что ему впору быть филателистической эмблемой «Русских сезонов».
Юбилей Льва Бакста (2016) был отмечен почтовыми выпусками России и Беларуси, а в связи с Бакстом, конечно же, вспоминали и С.П. Дягилева. И хотя в отношениях между двумя знаменитыми мирискусниками далеко не всё было гладко (они поссорились и Дягилев начал жёстко критиковать Бакста на страницах европейской прессы), их имена часто упоминаются рядом.
А какие вспомогательные материалы могли бы дополнить мини-коллекцию материалов о С. Дягилеве? Их найдётся немало. Например, именно Дягилев был инициатором приглашения в Россию нескольких знаменитых художников. Среди них Эдвард Мунк, Карл Ларссон и Андерс Цорн (все трое, особенно Мунк, нашли достойное отражение на марках многих стран). Но из них троих приехал только Цорн, причём жил не в гостинице, а в квартире Дягилева на Литейном проспекте. Визит А. Цорна в Петербург стал важной вехой во взаимоотношениях русских и зарубежных импрессионистов.
Но почему же не приехал Мунк? Известно лишь, что Дягилев искренне приглашал его и даже получил предварительное согласие. Но норвежский классик так и не побывал в городе на Неве. А Цорн, хоть и приехал, многое не понял в загадочной русской душе. Но для нас важно, что Дягилев очень хотел, чтобы контакты деятелей русской культуры с зарубежными знаменитостями были постоянными и взаимообогащающими. Он писал великим композиторам и художникам, звонил им и, найдя подходящих спонсоров, предлагал европейским звёздам выгодные контракты. Не всё получалось, но талантливый антрепренёр многого добивался. Его успехи вызывали у коллег-антрепренёров неприкрытую зависть.
К юбилею С.П. Дягилева в России вышла почтовая марка номиналом 55 рублей по рисунку знаменитого современного мастера почтовой графики Георгия Шишкина. В центре марки портрет Дягилева. На заднем плане изображены артисты балета в сценических костюмах. Оформление марки выполнила художник Ольга Савина. Марка выпущена в листах по 12 штук с декоративным оформлением полей. В орнаментике декоративной рамки, обрамляющей лист, сразу же узнаётся эстетика модерна. Эти же стилистические приёмы мы видим и в бордюре, который окаймляет портрет Дягилева. И это глубоко закономерно, так как юбиляр помещён почтовыми дизайнерами в контекст эпохи и декоративные элементы красноречиво об этом говорят.
Этот выпуск стал настоящим подарком не только для поклонников личности Дягилева, но и для всех, кому дорого имя Георгия Шишкина (ведь он создаёт поистине утончённые почтовые миниатюры). Это не первое обращение талантливого художника к личности Дягилева. Ранее в Монако выходила марка, посвящённая «Русским сезонам». Г. Шишкин выбрал для этой почтовой миниатюры жанр группового портрета. Мы видим Дягилева в окружении его знаменитых современников, среди которых Бакст, Пикассо, артисты балета…
Марка этого года иная по композиции. Она имеет в основе крупный план. На этой талантливой миниатюре, помимо портрета Сергея Павловича, нашлось место для обложек журнала «Мир искусства» и плакатной графики модерна. Афиша «Русских сезонов» напоминает нам об этом новаторском проекте Сергея Павловича. Получился своего рода коллаж.
К выпуску марки приурочен выход в свет конверта первого дня с изображением эскиза декоративного занавеса к балету Н.А. Римского-Корсакова «Шехеразада», созданного В.А. Серовым. Чувствуется, что Валентин Александрович Серов глубоко изучил искусство Востока, прежде чем создал эту декоративную композицию. Она отличается удивительной красотой.
А на специальном почтовом штемпеле мы видим лицо Сергея Павловича и тут вспоминается один факт, который интересен филателистам. Большим внешним сходством с Дягилевым обладает известный современный издатель филателистической литературы В.Б. Загорский, основатель и директор фирмы «Стандарт-коллекция». Существует даже портрет Загорского в образе Дягилева.
Однако вернёмся к новым почтовым эмиссиям. Итак, четыре спецштемпеля одинакового рисунка, которые применялись в разных городах… Но и это не всё. Филателисты, увлекающиеся искусствоведческой тематикой, поместили в свои собрания ещё и художественно оформленную обложку на тему «Русский балет». В сувенирный набор, украшенный цветными фотографиями на тему балета, входит новая марка с портретом С.П. Дягилева, а также квартблоки, посвящённые русским балетмейстерам, малый лист с маркой из серии «Балеты А.А. Горского» и виньетка в виде блока из двух непочтовых марок.
Сувенирный набор красиво оформлен и очень эффектно смотрится. Он имеет текст на русском и английском языках. Наличие малого листа делает его особенно ценным. Этот изящный набор будет замечательным подарком для филателистов, разрабатывающих тему «Искусство».
Дягилев общался со многими выдающимися композиторами эпохи. В мини-коллекцию на тему «Дягилев и музыка» войдут марки с портретами М. Равеля, К. Дебюсси, С. Рахманинова, С. Прокофьева и многих других. Откроет эту галерею, конечно же, марка с портретом Н.А. Римского-Корсакова, у которого юный Серёжа Дягилев учился музыке.
Интересно, что и при разработке темы «Менеджмент и деловая жизнь» коллекционерам может понадобиться дягилевская тема. Ведь к герою нашего очерка часто применяют современное выражение «эффективный менеджер». И он действительно соответствует этой характеристике. В области влияния на отдельные личности менеджмент у него был своеобразный: при личной встрече Дягилев жарко обнимал собеседника и чуть ли не подбрасывал его к потолку, уговаривая принять то или иное предложение. Не всякий интеллигентный европеец выдерживал такой натиск. Жертва стремилась высвободиться из объятий и соглашалась на всё.
Были в поведении и в характере Дягилева и другие особенности. В разные годы его обвиняли в нечистоплотности, жадности, задержках в выплате гонораров и жалованья, чрезмерной вспыльчивости и сверхтребовательности к своим подчинённым. Талантливые спектакли и концерты нередко были сопряжены со скандалами и тяжбами. Многие факты о сложном характере Дягилева отразились в мемуарах знаменитых людей.
Но при всех недостатках это был человек удивительного таланта и целеустремлённости. Отметим, что юбилей этого знаменитого человека достойно отмечен в нашей стране. Хочется верить, что выпуск филателистических материалов, посвящённых этому великому человеку, будет продолжен.
« назад