О РЕКОРДЕ СКОРОСТИ

Анатолий Девятин,
почётный член Союза филателистов России


Несколько лет назад в одном престижном зарубежном филателистическом журнале появилась заметка, которая привлекла моё внимание. Это была информация о необычной находке — почтовой карточке, посланной 13 июня 1934 года из Москвы в Вену. Казалось бы, ничего удивительного. Однако было указано, что это почтовое отправление — уникально, поскольку карточка была доставлена в Вену всего за 48 часов! По имеющимся на карточке штемпелям очевидно, что она была отправлена заказным авиаэкспрессом из почтового отделения Москва-9 и прибыла в Берлин на другой день (примерно в 19 часов) и уже через час она была отправлена в Вену, куда прибыла в 14 часов следующего дня и была вручена адресату. При детальном исследовании почтового отправления возникли серьёзные сомнения в её подлинности и соответственно в установленном «рекорде скорости».

Прежде чем рассказать о том, как был ниспровергнут этот «раритет», опишу другое «редкое» отправление. Примерно в 1995 году я приобрёл явные фальсификаты, которые были изготовлены для продажи в преддверии Всемирной филателистической выставки «Москва-97». Материал достался мне по себестоимости — по цене наклеенных марок и по стоимости самих карточек и конвертов. Это уже говорит о том, что такие отправления почту не проходили, если торговцам было не жалко продавать их так дёшево.

Итак, внимательно рассмотрим открытое простое международное письмо, как бы прошедшее почту 15.05 – 19.05.1933 г. по маршруту Тифлис — Ленинград — Берлин.

Фальсификат Тифлис — Ленинград — Берлин

Франкировка составляет 95 коп. Прежде всего бросается в глаза, что действовавший в то время тариф превышен вдвое. Далее, штемпеля Тифлиса и штемпель прибытия Берлина полностью совпадают по наружным и внутренним размерам. Оттиски штемпелей (буквы, цифры, линии окружностей) местами дорисованы. Кроме того, варварски забит герб СССР, а я думаю, что в те годы специальные службы, досматривавшие всю заграничную корреспонденцию, такого обращения с государственной символикой не допустили бы. Из всего вышесказанного вывод один: показанное отправление сфальсифицировано в ущерб коллекционерам.

Теперь пришла пора рассмотреть почтовую карточку, установившую «мировой рекорд скорости».

Лицевая сторона «рекордного» отправления

Штемпель на оборотной стороне

В самой формулировке, использованной в западной печати, заложен отвлекающий манёвр: всё внимание переключено на слова «рекорд» и «скорость», а о том, что это фальшивка, не говорится ни слова. Чем же выдал себя фальсификат? Штемпель отправления Москвы и штемпель прибытия Берлина (красный), хоть и ставились якобы почти в двух тысячах километрах друг от друга, совершенно идентичны по наружному и внутреннему диаметрам (то есть изготавливались фальсификаторами на основе одной формы). Штемпеля отправления Берлина (литера «2») и прибытия Вены также совершенно схожи по геометрическим параметрам, включая размеры «дорожек». А теперь посмотрите на отправление, рассмотренное выше. Не узнаёте ли «берлинский» штемпель с литерой «а» и часами в календаре «19–20»? Что там, что здесь — один к одному! А ведь, как установлено, первая карточка по маршруту Тифлис — Ленинград — Берлин не проходила, и «берлинский» штемпель на ней — с «московским ароматом». Точно такой же он и на «рекорде скорости». Изучаем и анализируем дальше. «Раритет» франкирован по тарифу другого периода. Наклейка «авио-экспрес» — бирюзово-зеленоватого оттенка появилась только в 1935 году (на конверте проштемпелёвано июнем 1934 года). Заказная наклейка №158 явно доклеена (с наложением на герб!) и взята с какого-то другого отправления, да и сам номер «158» вписан, будто рукой старательного школьника, а не торопливого почтового служащего. Наконец, вызывает полное недоверие скорость, с которой карточка перебрасывалась с одного почтового маршрута на другой (без перлюстрации зарубежного отправления, что в те годы было исключено: мало ли какие сведения могло содержать письмо?! Ведь, как помните, лозунг того времени: «Враг не дремлет!». Вывод: «Рекорд скорости» — 100-процентная подделка. Для изготовления подобных «редкостей» фальсификаторы обычно используют подлинные простые отправления, повышая уровень их редкости (из простых делают заказные, или авиа, или отправления морской почты и так далее). В частности, по «рекорду»: я предполагаю, что для работы было взято простое открытое международное отправление Москва — Вена 3.06.1934 — 15.06.1934, оплаченное в точном соответствии с действовавшим международным тарифом 10 копеек. Карточка прошла по железной дороге из 9-го городского отделения связи Москвы, что расположено в здании Центрального телеграфа, в Вену. Фальсификаторы доклеили почтовую марку 50 копеек, дорисовали оттиск штемпеля (из-за чего он сделался слегка эллипсовидным со стороны доклеенной марки), причём дорисовка хорошо просматривается сверху и снизу от буквы «М». С тарифом вышла промашка: 50 + 10 = 60 копеек он составлял для таких отправлений в 1928–1931 годах, а в рассматриваемом 1934 году необходимая франкировка составляла 50 копеек. Далее, я привожу иллюстрации ещё нескольких подобных фальсификатов, суть которых прокомментирована подрисуночными подписями.



Воздушная почта. Заказное закрытое письмо даже экспонировалось как редкость на всемирных филателистических выставках! Марка с портретом Николая Каманина — доклеена, штемпель на ней дорисован; наклейка не от этого конверта.



«Исходный материал»: аналогичное заказное отправление тому же адресату, осталось доклеить марку до тарифа «авиа» и снабдить письмо соответствующими наклейками, погасить доклеенную марку


«Заготовка» со штемпелем цензуры, вполне пригодная для создания «раритета»


В заключение необходимо напомнить, что перед приобретением материала, филателисты должны быть предельно внимательными и осторожными.

« назад