ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ «ОТКРЫТОГО ПИСЬМА»

Однажды в мои руки попало почтовое отправление с большим количеством различных календарных штемпелей, поставленных на пути его следования. Этим отправлением был маркированный бланк «Открытого письма», выпущенный в обращение в 1886 году в соответствии со стандартом, утверждённым Конгрессом Всемирного почтового союза (ВПС). Знак почтовой оплаты (напечатанная марка) номиналом 3 коп. соответствовал тарифу для пересылки открытого письма как внутри Российской империи, так и за границу. Этот тариф действовал с 20 марта 1879 г. по 31 марта 1889 г. С 1 апреля 1889 года тариф на пересылку открытых писем вырос до 4 копеек, а тариф на пересылку иногородних писем остался прежним.

Посчитав количество оттисков штемпелей, я обнаружил, что всего их десять, но из десяти оттисков штемпелей половина принадлежит почтовым конторам всего трёх городов – Екатеринбурга (2), Ярославля (2) и Вологды (1). Другая половина оттисков штемпелей была поставлена на пароходах, следовавших по маршрутам «Пермь – Казань», «Казань – Нижний Новгород» и «Нижний Новгород – Рыбинск», а также в почтовых вагонах №115–116 и № 81–82 (номер не читается), функционировавших на линиях «Ярославль – Вологда» и «Екатеринбург – Пермь». Представленное на (Рис. 1) открытое письмо было отправлено из города Екатеринбурга в город Вологду на имя Степана Степановича Ордина.

Рис. 1

Сопоставив даты на штемпелях и распределив оттиски штемпелей по датам, мне удалось получить следующую картину «путешествия» бланка данного «Открытого письма». Бланк, поступивший 11 августа 1888 года в почтовую контору города Екатеринбурга, в тот же день был переправлен из неё на железнодорожный вокзал и передан в отделение почтового вагона № 81. На это указывают два оттиска календарных почтовых штемпелей Екатеринбургской почтовой конторы и оттиск штемпеля почтового вагона с одинаковыми датами. В то время почтовый вагон № 81–82 функционировал на маршруте «Екатеринбург – Пермь». Фотография здания екатеринбургского вокзала конца XIX века приведена на (Рис. 2).

Рис. 2

В город Пермь бланк «Открытого письма» был доставлен по железной дороге 12 августа и, судя по отсутствию на бланке оттиска штемпеля почтового отделения пермского железнодорожного вокзала, сразу же был передан в почтовое отделение парохода, курсировавшего по реке Каме по маршруту «Пермь – Казань». На бланке имеется оттиск пароходного штемпеля с датой — 12 августа 1888 года. На открытке с видом пристани на реке Каме в Перми (Рис. 3) отчётливо видны железнодорожные пути, расположенные рядом с постройками пристани. Это свидетельствует в пользу предположения о прямой передаче открытого письма из почтового вагона на пароход.

Рис. 3

На пристань в Казани (Рис. 4) бланк был доставлен на пароходе, прибывшем туда 14 августа по реке Каме. Именно здесь почтовое отправление и было передано на другой пароход, курсировавший уже по реке Волге по маршруту «Казань – Нижний Новгород».

Рис. 4

В городе Нижний Новгород на нижегородской пристани (Рис. 5) бланк открытого письма был передан на другой пароход, следовавший 16 августа по маршруту «Нижний Новгород – Рыбинск».

Рис. 5

Однако, не дойдя до конечного пункта маршрута, которым был город Рыбинск, пароход 16 августа причалил к одной из пристаней Ярославля (Рис. 6), и бланк был передан с парохода в почтовую контору города Ярославля.

Рис. 6

Из Ярославской почтовой конторы 17 августа бланк был переправлен на поезд в почтовый вагон №115–116, следовавший по маршруту «Ярославль – Вологда
». На другой день — 18 августа бланк «Открытого письма» был доставлен в Вологду на железнодорожный вокзал (Рис. 7), а оттуда в Вологодскую почтовую контору.


Рис. 7

Как можно заметить, во второй половине XIX века в России уже была хорошо налажена доставка почтовой корреспонденции с использованием железнодорожного и речного видов транспорта. Речное пароходное сообщение в стране было организовано в первой четверти XIX века, а к середине этого века на главных реках страны уже успешно функционировали три пароходных общества: «Пароходное общество на Волге», «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий». К 60-м годам ХIХ века общество «Самолёт» было уже почти монопольным перевозчиком пассажиров по рекам Волге, Каме и Оке, располагая флотом из почти четырёх десятков пароходов. Один из таких пароходов изображён на фотографии (Рис. 8).

Рис. 8.

На титульных листах расписаний пароходного общества «Самолёт» под гербом Российской империи изображали почтовые рожки, символизирующие право перевозки на пароходах общества государственной почты (Рис. 9).

Рис. 9.

О том, как развивалось пароходное почтовое сообщение, говорят сухие данные отчёта о перевозке почт по Нижегородско-Рыбинской линии пароходами Общества «Самолёт».

Отчёт о перевозке почт по Нижегородско-Рыбинской линии на пароходах Общества «Самолёт»


Известно также, что правительство страны заключило контракт и с обществом «Кавказ и Меркурий» на содержание почтового сообщения по всем линиям Каспийского моря и Волги. Остаётся добавить, что расписания речных и морских судов и железнодорожных поездов были хорошо согласованы между собой. Именно это и можно видеть на примере доставки открытого письма из Екатеринбурга в Вологду. Письмо прошло длинный путь, сменив в пути три парохода, проследовавших по рекам Каме и Волге, и два поезда, побывав при этом в почтовых конторах трёх городов. И на всё про всё ушло чуть больше недели! В очередной раз у нас появляется законный повод для восхищения работой почтового ведомства Российской империи.


 Александр Илюшин 
по материалам Юрия Обухова


« назад