Рис. 7
Как можно заметить, во второй половине XIX века в России уже была хорошо налажена доставка почтовой корреспонденции с использованием железнодорожного и речного видов транспорта. Речное пароходное сообщение в стране было организовано в первой четверти XIX века, а к середине этого века на главных реках страны уже успешно функционировали три пароходных общества: «Пароходное общество на Волге», «Самолёт» и «Кавказ и Меркурий». К 60-м годам ХIХ века общество «Самолёт» было уже почти монопольным перевозчиком пассажиров по рекам Волге, Каме и Оке, располагая флотом из почти четырёх десятков пароходов. Один из таких пароходов изображён на фотографии (Рис. 8).
Рис. 8.
На титульных листах расписаний пароходного общества «Самолёт» под гербом Российской империи изображали почтовые рожки, символизирующие право перевозки на пароходах общества государственной почты (Рис. 9).
Рис. 9.
О том, как развивалось пароходное почтовое сообщение, говорят сухие данные отчёта о перевозке почт по Нижегородско-Рыбинской линии пароходами Общества «Самолёт».
Отчёт о перевозке почт по Нижегородско-Рыбинской линии на пароходах Общества «Самолёт»
Известно также, что правительство страны заключило контракт и с обществом «Кавказ и Меркурий» на содержание почтового сообщения по всем линиям Каспийского моря и Волги. Остаётся добавить, что расписания речных и морских судов и железнодорожных поездов были хорошо согласованы между собой. Именно это и можно видеть на примере доставки открытого письма из Екатеринбурга в Вологду. Письмо прошло длинный путь, сменив в пути три парохода, проследовавших по рекам Каме и Волге, и два поезда, побывав при этом в почтовых конторах трёх городов. И на всё про всё ушло чуть больше недели! В очередной раз у нас появляется законный повод для восхищения работой почтового ведомства Российской империи.
Александр Илюшин
по материалам Юрия Обухова