«АВИАЦИОННЫЕ» ШТЕМПЕЛЯ И СТРУКТУРА ПОЧТОВОЙ СВЯЗИ

Игорь Дружинин


В ХХ веке почту доставляли в основном по железной дороге, железнодорожные атрибуты отражаются различными почтовыми штемпелями (ПВ — почтовые вагоны, ОПП — отделения перевозки почты, ПЖДП – прижелезнодорожные почтамты).

В СССР в 20-х годах существовала спешная почта (urgent post), но по сути это была всё та же железнодорожная почта, а спешность достигалась за счет внутриведомственного упорядочения работы. Настоящей альтернативой спешной почты стала воздушная почта. Автор не рассматривает в данный момент историю развития авиалинии Москва-Владивосток, отмечая только то, что впервые в качестве штемпеля получения был использован штемпель «Москва Аэропорт» - 29.10 1934 (рис. 1). Конверт показан в разворот. В Москве в 30-е годы, основной аэропорт находился на Ходынском поле, рядом с Ленинградским шоссе.

Рис.1 Штемпель «МОСКВА АЭРОПОРТ»

Автор исключил из описания также штемпеля и штампы информационно-рекламного характера, сосредоточив внимание на структуре почтовой связи. В дальнейшем будет ясна связь этой структуры с авиационными штемпелями.
В 40-е годы штемпеля «Аэропорт» появлялись эпизодически (Куйбышев - 12.2.45 и 13.10.45, Пятигорск - 15.58.46), но в целом почтовая связь оставалась железнодорожной. «Авиационные» штемпеля как массовое явление начали появляться с 50-х годов (Дудинка, авиапорт - 8.2.57 (рис.2); Алма-Ата, аэропорт — 4.1.55 (рис.3).

Рис.2 Штемпель «ДУДИНКА АВИАПОРТ»

Рис.3 Штемпель «АЛМА-АТА АЭРОПОРТ»

Это, по-видимому, связано возрастанием интенсивности почтовых перевозок, связанного с началом эксплуатации, нового реактивного самолёта Ту-104 на этой авиалинии.
В 70-е годы издан ГОСТ 16408-70 «Связь почтовая». Этот ГОСТ вводит понятие «почтовый узел» как «предприятие связи, находящееся в пункте пересечения наземных или воздушных путей сообщения, обеспечивающее обработку и обмен транзитной почты, а также движение её по закрепленным за ним почтовым маршрутам». Дополнительно отмечают, что узлы связи (УС) осуществляют руководство подчинёнными отделениями связи (ОС), а в зависимости от административного положения и значения в сети почтовой связи различают главные, магистральные, районные и городские УС. На рис.4 для примера показан конверт письма из Курска со штемпелем «РУС».

Рис.4 Штемпель «КУРСК - РУС» (районный узел связи)

Первым «авиационные» штемпеля заметил Е.Сашенков[1], он специально посетил Чукотку и описал функционирование почты на Чукотке (при отсутствии железных дорог и использовании только воздушной (авиационной или вертолетной почты). Следует отметить, что Е.Сашенков подтвердил наличие на Чукотке 8 районных УС и 88 ОС (отделений связи) (по данным на конец 1981 г.). Обобщая описанное в данном разделе, можно отметить, что штемпеля с контуром самолёта — это и есть штемпеля УС.
Для точности следует указать, что на Чукотке штемпеля УС (с контуром самолёта) обнаруживаются на штемпелях Анадыря, Магадана, Шахтёрского и Эгвекинота (рис.5). В дальнейшем, штемпеля «с самолётом», появились в почтовых узлах многих крупных аэропортов страны.

Рис.5 Штемпель УС (с контуром самолета)

Второй тип авиационного штемпеля — это аббревиатура АОПП (авиационное отделение передачи почты). Этот тип штемпеля часто встречается на письмах из Ленинграда (н/в-СПб), адресованных на северо-восток страны. Эти письма прошли почту через УС «Пулково — АОПП) (рис.6).

Рис.6 Штемпель «АОПП — ПУЛКОВО» (авиационное отделение передачи почты)

Штемпель этого же типа обнаружен и на письме из Сочи «Сочи-АОПП) (рис.7).

Рис.7 Штемпель «СОЧИ — АОПП»

Использование штемпелей того или иного типа обеспечивает возможность сочетания «авиационных» штемпелей со штемпелями железнодорожного типа.





« назад