ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО ВОКЗАЛА В МОСКВЕ В ПОЧТОВЫХ ОТПРАВЛЕНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX – НАЧАЛА XX ВЕКА

Левандовский В.Г.
Левандовский К.В.


Немного истории

Настоящая статья продолжает цикл статей о почтовых отправлениях с московских вокзалов и, будучи посвящена на этот раз истории Рязанского вокзала в Москве, позже переименованного в Казанский, проиллюстрирована письмами, преимущественно заказными, отправленными с его почтового отделения. Что касается названия вокзала Казанский, то, надо отметить как редкий случай, оно остаётся неизменным уже более 125 лет на фоне изменения эпох, страны и политического строя.

Первое здание Рязанского вокзала было открыто почти 160 лет назад в 1862 году и представляло собой небольшое деревянное строение, так как Рязанскую железную дорогу сдали в эксплуатацию второпях и с недоделками. По поводу пуска первого участка железной дороги, газеты того времени писали: «…пока в устройстве дороги ещё много несовершенств, ни на одной станции вокзалы ещё не отстроены». По отзывам пассажиров, большинство станций были не достроены, и из вагонов приходилось выпрыгивать. Такая же ситуация наблюдалась и в Москве, где дам снимали на руках с лестниц вагонов. /1/

Строить и проектировать дорогу пригласили специалистов из стран с практикой левостороннего движения: англичан Георга Гаве, Жаклин, Бергель, Колли, Ватсона. Так возник единственный в России участок с левосторонним движением от Москвы до Рязани, который, кстати, сохранился до наших дней. Рельсы поставлялись из Великобритании, металлические части к мостам и локомотивы — из Парижа, вагоны — из Берлина и Гамбурга. /2/. Уже через два года в 1864 году деревянный вокзал заменили каменным, построенным по проекту архитектора М.Ю. Левестама. Новый Рязанский вокзал стал третьим на Каланчёвском поле — нынешней площади трёх вокзалов. Здание было не очень большим, дебаркадер и платформы с путями имели общую крышу с вокзалом. Над входом высилась башенка с часами. На рис. 1 представлена почтовая карточка с изображением Рязанского вокзала, франкированная 4 коп. маркой по заграничному тарифу и отправленная 17 апреля 1898 г. из Москвы в Вену.
 
 
Рис 1. 

Почтовые отправления с Рязанского вокзала

На обороте сложенного конверта (рис. 2), франкированного 10 коп. маркой и отправленного 25 июля 1869 г. из С.-Петербурга в Тамбов через Московский вокзал Рязанской железной дороги, стоит транзитный штемпель «МОСКВА./ РЯЗАН.Ж.Д.» от 26 июля. Это первый и единственный тип круглого трёхстрочного календарного штемпеля почтового отделения Московского вокзала, когда он носил имя Рязанской железной дороги. Применялся штемпель с 1868 по 1878 гг. /3; 4/

Рис. 2

Ещё один сложенный конверт, франкированный 10 коп. (рис. 3.1) и закрытый сургучной печатью конторы князя Гагарина, был отправлен 10 декабря 1869 г. из Москвы через Рязанский вокзал с тем же транзитным штемпелем Рязанского вокзала на обороте (рис. 3.2). На следующий день письмо было благополучно доставлено по левосторонним путям подмосковного участка Рязанской ж.д. самому князю Николаю Николаевичу Гагарину в Коломну (110 км от Москвы). Об этом свидетельствует штемпель прибытия от 11 декабря.

 
Рис. 3.1

Рис. 3.2

Примером более позднего применения рассматриваемого штемпеля может служить фирменный конверт «Российского общества морского, речного, сухопутного страхования и транспортирования кладей» (рис. 4.1), франкированный 8 коп. маркой и отправленный в 1878 г. из Ревеля в Симбирск. Транзитные штемпеля на обороте (рис. 4.2) позволяют расшифровать маршрут письма. Календарный штемпель почтового вагона (ПВ) № 39–40 Ревель – С.-Петербург — «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ №39–40» свидетельствует о том, что письмо из Ревеля было отправлено 12 апреля в С.-Петербург. Правее даты лежащее на боку число 18 означает порядковый номер станции Ревель, отсчитываемый от ст. С.-Петербург. Уместно заметить, что подобный тип штемпелей ПВ с указанием номера станции, на которой письмо было принято в вагон, применялся до 1881 г.

Рис. 4.1 

Рис. 4.2 

Далее письмо было отправлено с Николаевского вокзала С.-Петербурга — штемпель «С.ПЕТЕРБУРГ/ НИКОЛ.Ж.Д.» от 13 апреля — в Москву, после чего оно было доставлено на Рязанский вокзал г. Москвы — штемпель «МОСКВА./ РЯЗАН.Ж.Д.» от 14 апреля, откуда оно было отправлено в Ряжск, а затем 15 апреля с ПВ № 63 Ряжск – Сызрань — штемпель «ПОЧТОВЫЙ ВАГОНЪ № 63/(1)» — письмо прибыло на станцию Инза и далее было доставлено в Симбирск. Наглядно этот маршрут помогает представить карта на открытке (рис. 6.1).

На рис. 5.1 показано служебное заграничное письмо, франкированное 7+7 коп. марками, которое было отправлено 5 мая 1882 г. директором управления Московско-Рязанской ж.д. из Москвы в Германию с регистрационным немецким ярлыком «Vom Ausland über/Bahnpost 11/Eydtkuhnen-Dirschau./ Eingeschrieben», свидетельствующем о том, что письмо преодолело маршрут Eydtkuhnen-Dirschau в немецком почтовом вагоне. На обратной стороне конверта (рис. 5.2) письмо запечатано тремя единственно известными гербовыми красными сургучными печатями «ПРАВЛЕНIЕ ОБЩЕСТВА МОСКОВ. РЯЗАН. ЖЕЛѢЗН. ДОРОГИ» диаметром 25 мм (рис 5.3). 


Рис. 5.1


Рис. 5.2



 

Рис. 5.3

 

История переименования

В 1893–1894 годах, когда железнодорожные пути продлили до Казани, железную дорогу переименовали в Московско-Казанскую, а вокзал, соответственно, стал Казанским. В связи с продлением дороги, пассажирский поток значительно возрос, и встал вопрос о строительстве нового здания вокзала. На рис. 6.1 представлена иллюстрированная открытка из серии «Сердечный привет с дороги!» с изображением карты Московско-Казанской железной дороги.

 

Рис. 6.1

На обороте (рис. 6.2) почтовая карточка франкирована 3 коп. маркой, погашенной овальным штемпелем «РЯЗАНЬ/ ВОКЗАЛЪ/*» от 4 декабря 1911 г.

 

Рис. 6.2

 

В 1910 г. правление железной дороги объявило конкурс на лучший проект для нового вокзала. Из всех предложенных вариантов комиссии показались наиболее интересными три. Автором одного был академик архитектуры Ф.О. Шехтель, второй принадлежал академику архитектуры А.В. Щусеву, а третий — художнику Е.Н. Фелейзеру. По итогам обсуждения лучшим был признан проект Щусева. Важную роль в выборе комиссии сыграл тот факт, что он единственный развернул здание вокзала, перенеся главный фасад вокзала с неширокого Рязанского проезда на угол Каланчёвской площади, наиболее удачно по отношению к городу. 29 октября 1911 года правление дороги приняло постановление о строительстве вокзала по проекту Щусева, но только в ноябре 1913 года проект был утверждён. Главным архитектором строительства Казанского вокзала назначили самого Щусева. За то время, пока шло согласование проекта, архитектор переехал из Санкт-Петербурга в Москву и занимался изучением местности. Непростой рельеф площади требовал нестандартного решения, и Щусев его нашёл. Из-за разного уровня рельефа Щусев сделал здание вокзала несимметричным. Башню — доминанту всего архитектурного ансамбля. Он разместил её в самом низком месте, что способствовало оптимальному визуальному восприятию здания со всех углов обзора /1/. На рис. 7 представлена почтовая карточка 1913 г. с изображением старого здания вокзала, но уже с новым названием вокзала — «Казанский», а на рис. 8 — почтовая карточка конца 1920-х гг. с фотографией нового здания Казанского вокзала.

Рис. 7


 

Рис. 8

 

Почтовые отправления с Казанского вокзала

В этом разделе в хронологическом порядке представлены заказные письма, отправленные с Казанского вокзала, с различными типами регистрационных наклеек и календарных штемпелей.

Заказное закрытое письмо 1900 г. было отправлено с Казанского вокзала в г. Скопин, Рязанской губ. с единственно известной регистрационной З-наклейкой типа «№ 918/ МОСКВА/ П.О. Казан. ж.д.» (рис. 9). Письмо франкировано на обороте марками по тарифу 14 коп., погашенными круглым штемпелем с крестовой датой «МОСКВА.П.О./ КАЗАН.Ж.ДОР./3» от 9 февраля. Применялся этот тип штемпеля с 1896 по 1902 гг. /3; 4/.

 

 

Рис. 9

На более поздних отправлениях марки гасились уже овальными календарными штемпелями.

Заказной конверт (рис. 10.1), отправленный 8 августа 1910 г. из Москвы от начальника тяги Московско-Казанской ж.д. с одноимённого вокзала в Симбирский окружной суд и франкирован 7+7 коп. марками, которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./б». На З-ярлыке «№ 382/ Ст. Москва/ Казан. ж.-д. П. О.» почтовым чиновником пером исправлена последняя цифра регистрационного номера (рис. 10.2) /6/.

 

 

Рис. 10.1


Рис. 10.2

Заказной конверт с регистрационным З-ярлыком «№ 974/Ст. Москва/Казан. ж.-д. П. О.» (рис. 11) отправлен 12 марта 1911 г. из Москвы с Казанского вокзала в Вятский окружной суд и франкирован 7+7 коп. марками, которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./а». Известно всего два письма с регистрационным ярлыком такого типа.

Рис. 11

Авторам известен ещё один тип З-ярлыка «№.172/ Ст. Москва./ Казанск. ж. д. П. О.» (рис. 11А), сокращённое название вокзала на котором указано вместе с суффиксом «Казанск.». Применялся он в ~1908–1909 гг.

 

Рис. 11А

Заказной заграничный конверт (рис. 12.1) был отправлен 2 января 1912 г. из Москвы с Казанского вокзала в Сан-Франциско, США (рис. 12.2). Отправление франкировано по тарифу 3+3+7+7 коп. марками, которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН. ВОКЗ./а». Особенность регистрационного R-ярлыка «13/ Moscou/ Казанск. ж. д. по.» заключается в том, что он двуязычный (R-ярлыки должны были быть на французском), регистрационный номер «13» на нём вписан от руки. Этот тип ярлыка известен авторам всего в 2-х экземплярах. Следует отметить, что по правилам отправки заграничной корреспонденции, на письмо следовало клеить пару из R- и З- регистрационных ярлыков.


Рис. 12.1


Рис. 12.2


Интересно, что письмо отправил Стефан Алексеевич Педашенко, который в 1912 г. издал книгу «Памятники императору Александру I, а также героям и событиям Отечественной войны 1812 года». Он был членом кружка ревнителей памяти Отечественной войны 1812 года. Кроме того, в 1913 г. Педашенко, имея чин коллежского секретаря /5/, занимал должность помощника заведующего коммерческой частью Правления общества Московско-Казанской железной дороги. На рис. 13 представлена облатка, которой запечатывали служебную корреспонденцию Правления общества Московско-Казанской железной дороги.

Рис. 13


Маркированный 14 коп. конверт, дополнительно франкированный 7 коп. маркой, был адресован в Тамбов со штемпелем отправления «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ. /б» размером 31х27 мм от 14 февраля 1912 г. с единственно известным регистрационным З-ярлыком «№.509 /Ст. Москва. / Моск.-Каз.ж.д. ж.д.п.о.» с литерой А, выполненной ручным штампом с красной мастикой (рис. 14.1). Клапан конверта на обороте запечатан частными сургучами (рис. 14.2).

Рис. 14.1


Рис. 14.2


Заказной конверт (рис. 15.1) был отправлен 15 апреля 1914 г. из Москвы с Казанского вокзала в Казанскую судебную палату и франкирован на обороте 7+7+7 коп. марками (рис. 15.2), которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./в». Регистрационный З-ярлык «№ 500/ Москва-Каз./ж. д. П. О.» с красивым «круглым» номером дополнен литерой А красного цвета, выполненной ручным штампом. Этот тип ярлыка известен в единственном экземпляре.

Рис. 15.1


Рис. 15.2


Заказной конверт (рис. 16), отправленный 12 марта 1911 г. из Москвы с Казанского вокзала в Вятский окружной суд. Отправление франкировано 7+7 коп. марками, которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./а» с регистрационным З-ярлыком «№ 974/ Ст. Москва/ Казан. ж.-д. П. О.», известным в единственном экземпляре.

Рис. 16


Фирменный заказной конверт (рис. 17.1) английского акционерного общества торговли зубоврачебными принадлежностями «Клавдий Аш, сыновья и К» с предварительно напечатанным адресом, отправленный в период Первой мировой войны 12 марта 1915 г. из Москвы с Казанского вокзала в Лондон, штемпеля прибытия на обороте (рис. 17.2), был франкирован парой 15 коп. марок, которые погашены овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./в». В полном соответствии с правилами на этот заграничный конверт нанесены: З-ярлык «№ 572/ Москва Казан./ж. д. П. О.», применение которого известно всего в 2-х экземплярах. Поверх З-ярлыка, не закрывая его регистрационный номер, наклеен двуязычный (!) R-ярлык «Moscou./ Казанск. ж. д. п. о.». Правее марок поставлен фиолетовый цензурный российский штамп Д.Ц. в рамке.

Рис. 17.1


Рис. 17.2


Заказной служебный конверт (рис. 18.1), отправленный в 1916 г. из Москвы с Казанского вокзала в Петроград (в связи с началом Первой мировой войны на волне патриотических и антинемецких настроений 18 августа 1914 года С.-Петербург был переименован в Петроград) от управляющего Московско-Казанской железной дорогой к министру путей сообщения Российской империи, в то время министром был Трепов Александр Фёдорович. Это служебное письмо с регистрационным З-ярлыком «№ 526/ МоскваКазанск.в. /ж. д. П. О.». В этом типе ярлыка, известном в единственном экземпляре, 2-я строка напечатана слитно и без пробелов. Письмо франкировано по льготному тарифу 10 коп. маркой, которая погашена овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./в» от 18 августа. На обороте (рис. 18.2) клапан конверта как бы закрыт тёмно-фиолетовым круглым служебным штампом УПРАВЛЕНIЕ/МОСКОВСКО-КАЗАНСКОЙ/ ЖЕЛ. ДОР. (рис. 18.3).

Рис. 18.1


Рис. 18.2


Рис. 18.3


Похожий, но уже другой тип регистрационного З-ярлыка «№. 90/ Москва, Казанск. в. /ж. д. п. о.», 2-я строка в котором напечатана раздельно и с пробелами, а в 3-й строке все буквы в аббревиатуре «ж. д. п. о.» — маленькие, найден на письме, отправленном в г. Труа, (Франция) перед Октябрьской революцией в России (рис. 19.1). Квартблок марок на обороте (рис. 19.2) погашен овальным штемпелем «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./ б» от 16 октября 1917 г. Письмо было просмотрено московской военной цензурой.

Рис. 19.1


Рис. 19.2


Такой же тип регистрационного З-ярлыка «№. 444/ Москва, Казан. в. /ж. д. п. о.» зафиксирован только на ещё одном письме со штемпелем отправления «МОСКВА/ КАЗАН.ВОКЗ./ в» от 9 января 1918 г. из Москвы в подмосковные Бронницы (рис. 20).

Рис. 20


Заключение
В статье впервые представлены и описаны:
1) все известные авторам регистрационные ярлыки, применявшиеся для оформления заказной внутренней и заграничной корреспонденции, отправленной в 1900–1918 гг. с Казанского вокзала Москвы, в том числе 8 типов З-ярлыков и единственный тип R-ярлыка, причём двуязычный.
2) служебные сургучные и мастичные штампы, а также бумажные облатки, которыми запечатывались письма Управления Московско-Казанской железной дороги.

Литература:
1. http://moscow.org/moscow_encyclopedia/194_station_kazansky.htm
2. https://ru.wikipedia.org/wiki/Рязанское_направление_Московской_железной_дороги
3. Каталог Russian Railway Postmarks by A.V. Kiryushkin and P. E. Robinson, 1994 г.
4. V. Levandovskiy, 1000 and one finds in Russian Railway Postmarks POCHTA, № 40, 2006 New Zealand
5. https://runivers.ru/
6. Левандовский В.Г., Служебные исправления и отметки на регистрационных наклейках и каше железнодорожных почтовых отделений, «Филателия», №№ 2 и 3, 2012.


« назад