ПОРТРЕТНАЯ ЖИВОПИСЬ И.Н. КРАМСКОГО В ФИЛАТЕЛИИ

Иван Николаевич Крамской (8 июня 1837 г., Острогожск Воронежской губернии – 5 апреля 1887 г., Санкт-Петербург) — портретист и исторический живописец, один из организаторов товарищества передвижников. В детстве оставшись сиротой, он прошёл суровую школу жизни. Вместе со странствующим фотографом юноша приехал в Петербург. Мечты об искусстве, которое стало целью его жизни, привели И.Н. Крамского в Академию художеств. В 1870 г. живописец совместно с художниками А.К. Саврасовым, В.Г. Перовым и Г.Г. Мясоедовым основал Товарищество передвижных выставок. Основной целью объединения была популяризация искусства путём устройства художественных выставок в провинции. Портреты он писал всю свою жизнь, и в них полнее всего раскрывается его творческое лицо.

В данной статье представлен филателистический материал, в основу рисунка которого легли портреты, написанные художником. В работе не ставилась цель показать разнообразие форм выпуска одной и той же марки, так же как и разновидностей филателистического материала по зубцовке, бумаге, оттенкам цвета и т. п. Информацию по формам выпуска и разновидностям о представленном материале можно взять в соответствующих каталогах. В случае, когда требовалось определить, является ли показанный на рисунке марки фрагмент частью картины художника или принадлежит другому источнику, а сравнение с репродукцией при этом было спорным, решение принималось в пользу темы.

Одним из примеров таких марок является воспроизведение портрета Т.Г. Шевченко. Источником данной картины является фотография, сделанная А.И. Деньером в 1858 г., которую использовали и сам Т.Г. Шевченко для написания офорта в 1860 г., и И.Н. Крамской для написания его портрета в 1871 г. по заказу мецената П.М. Третьякова. К моменту создания полотна Т.Г. Шевченко уже ушёл из жизни. Для написания картины И.Н. Крамскому пришлось прибегнуть к технике написания картины по фотографии. По мнению искусствоведов, он сумел передать аудитории больше информации о человеке, чем исходная фотография.

Портрет Т.Г. Шевченко, холст, масло. 84×65 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 1), его фрагменты воспроизведены на почтовых марках Украины, Чехословакии, Болгарии и конвертах СССР и Украины (рис. 2 – рис. 11).

     
 Рис. 1  Рис. 2  Рис. 3

Рис. 4 Рис. 5

Рис. 6 Рис. 7

Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Автопортрет. 1867 г. Холст, масло. 52,7×44 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 12). Создан в лучших традициях реализма: И.Н. Крамской сделал эту картину максимально естественной. Данный автопортрет воспроизведён на почтовой марке блока СССР и марке России (рис. 13 – рис. 14) и иллюстрации карточки СССР с оригинальной маркой (рис. 15).

   
Рис. 12 Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Автопортрет. 1874 г. Холст, масло. 42,5×34 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 16). По мотивам данной картины выполнен рисунок штемпеля первого дня в честь 175-летия со дня рождения художника для Москвы (рис. 17) и Санкт-Петербурга (рис. 18).

Рис. 16

   
Рис. 17 Рис. 18

Художник несколько раз писал портреты Ивана Ивановича Шишкина (1832–1898) — крупнейшего мастера реалистического пейзажа, всю жизнь посвятившего созданию образов родной русской природы.

Портрет И.И. Шишкина. 1869 г. Бумага, белила, итальянский карандаш, соус, проскребание. 103,6×79 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (рис. 19). Портрет воспроизведён на марках СССР (рис. 20 – рис. 21).

     
Рис. 19   Рис. 20 Рис. 21

Портрет И.И. Шишкина. 1873 г. Холст, масло. 110,5×78 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 22). Был признан одним из лучших портретов художника. Фрагменты изображены на поле блока Бурунди (рис. 23).

 
Рис. 22
 
  Рис. 23

Портрет И.И. Шишкина. 1880 г. Холст, масло. 115×83 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (рис. 24). Данная работа — более поздняя, И.И. Шишкину здесь 48 лет. И.Н. Крамскому удалось создать портрет, который в своей лаконичности изображаемого воплощает всю многогранность характера великого художника. На почтовой марке России 2007 г. и штемпеле специального гашения в честь 175-летия со дня рождения И.И. Шишкина воспроизведены фрагменты данного портрета (рис. 25).

 
Рис. 24
 
  Рис. 25

И.Н. Крамской создал несколько портретов А.И. Куинджи, два из них представлены на филателистическом материале.

Портрет А.И. Куинджи. 1872 г. Холст, масло. 35,8×28,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 26). Воспроизведён на купоне марок СССР (рис. 27) и полях блока России (рис. 28).

   
Рис. 26 Рис. 27

Рис. 28

Портрет А.И. Куинджи. Конец 1870-х гг. Холст, масло. 118×84 см. Музей Российской академии художеств (рис. 29). По фрагменту данного портрета выполнен рисунок штемпеля первого дня для Донецка в честь 175-летия со дня рождения художника (рис. 30).

   
Рис. 29 Рис. 30

Портрет Ф.А. Васильева. 1871 г. Холст, масло. 88×68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 31). Портрет написан И.Н. Крамским в монохромной, похожей на фотографию технике. Воспроизведён на почтовом блоке СССР (рис. 32).

 
Рис. 31
 
  Рис. 32

Портрет А.С. Грибоедова. 1873 г. Холст, масло. 66×57 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 33). В 1872 г. И.Н. Крамской получил заказ от П.М. Третьякова — нарисовать А.С. Грибоедова для его художественной галереи. Художник собрал и изучил все имеющиеся литографии. В итоге остановился на литографии с рисунка П.А. Каратыгина. Ещё незаконченное полотно он показывал многим, кто знал Грибоедова при жизни, и вносил коррективы. Все участники просмотра в один голос заявляли, что художник написал свою работу с практически фотографической точностью. По мотивам данного портрета выполнены рисунки марок СССР и Армении (зеркальное изображение) (рис. 34 – рис. 39), а также иллюстрация конверта СССР (зеркальное изображение) (рис. 40).

       
Рис. 33   Рис. 34 Рис. 35


 
 
     
Рис. 36 Рис. 37 Рис. 38 Рис. 39

Рис. 40

Портрет И.А. Гончарова. 1874 г. Холст, масло. 114×94 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 41). Портрет был заказан П.М. Третьяковым вместе с другими картинами с изображением ярких деятелей русской культуры. Композиция картины своеобразна: сидящий в кресле в непринуждённой позе писатель изображён на фоне затемнённой стены. По мотивам данной картины выполнен рисунок почтовой марки СССР (рис. 42) и почтового блока России (рис. 43). Данная картина использована и в конвертах СССР (рис. 44 – рис. 45) и России (рис. 46). В 2012 г. отмечалось 200-летие со дня рождения И.А. Гончарова, на почтамтах Москвы и Санкт-Петербурга проводилось гашение первого дня штемпелем, рисунок которого выполнен по мотивам картины (рис. 47 – рис. 48).

 
Рис. 41
 
   
Рис. 42
    Рис. 43

Рис. 44

Рис. 45

Рис. 46

   
Рис. 47 Рис. 48

Портрет художника В.М. Васнецова. 1874 г. Бумага, белила, итальянский карандаш, проскребание, мокрый соус. 60×44 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 49). Портрет приобретён П.М. Третьяковым в 1887 г. Воспроизведён на почтовой марке СССР (рис. 50).

   
Рис. 49 Рис. 50

Портрет П.М. Третьякова. 1876 г. Холст, масло. 59×49 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 51). Помимо картин, купленных П.М. Третьяковым для своей галереи у И.Н. Крамского, их объединяли дружеские встречи и переписка на темы политической и культурной жизни. По мнению историков, этот портрет написан в 1876 г., в это время П.М. Третьяков был болен. Фрагмент картины использован на оригинальной марке конверта России, выпущенном в рамках серии «Меценаты России», и штемпеле специального гашения (рис. 52).

Рис. 51

Рис. 52

Портрет Н.А. Некрасова. 1877 г. Холст, масло. 75×55 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 53). Когда И.Н. Крамской получил заказ от П.М. Третьякова на портрет Н.А. Некрасова, он стал приходить к тому чуть ли не ежедневно. На тот момент у писателя была уже последняя стадия тяжёлой болезни, и, наблюдая его мучения, художник не столько работал над портретом, сколько ухаживал за ним. Рисовать ему удавалось лишь урывками. Когда Н.А. Некрасову стало лучше, И.Н. Крамской смог уделять портрету уже чуть больше времени. Писателю портрет понравился, и он заказал ещё две копии — для себя и своих близких. Данный портрет положен в основу рисунка марок СССР и ПМР (рис. 54 – рис. 57), его фрагменты использованы для иллюстрации конвертов СССР (рис. 58 – рис. 59). В 2021 г. в честь 200-летия со дня рождения писателя на почтамтах также применялся штемпель с его изображением по фрагменту картины (рис. 60 – рис. 63).

 
 
       
 
Рис. 53 Рис. 54 Рис. 55 Рис. 56 Рис. 57

Рис. 58

Рис. 59

   
Рис. 60 Рис. 61

   
Рис. 62 Рис. 63

Портрет С.Т. Аксакова. 1878 г. Холст, масло. 104×80 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 64). История создания портрета зафиксирована в переписке П.М. Третьякова и И.Н. Крамского. Заказчик и художник подробно обсуждали детали портрета. Важное изменение, предложенное П.М. Третьяковым, — написать С.Т. Аксакова на воздухе и с руками, в отличие от фотографии и погрудного портрета В.Г. Перова. В основу рисунков марок СССР (рис. 65) и Шарджи (рис. 66) положен данный портрет.

     
Рис. 64 Рис. 65 Рис. 66

Портрет химика Д.И. Менделеева. 1878 г. Холст, масло. 90×72 см. Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург (рис. 67). Образ великого учёного выполнен именно в той манере, в которой И.Н. Крамской обычно писал галерею выдающихся деятелей. На марке блока Сьерра-Леоне изображён фрагмент данного портрета (зеркальное изображение) (рис. 68).

 
Рис. 67
 
  Рис. 68

Портрет М.Е. Салтыкова-Щедрина. 1879 г. Холст, масло. 88×68 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 69). Работа над картиной была начата зимой 1877 г. Вскоре она была готова к представлению публике, но П.М. Третьяков изъявил желание, чтобы портрет охватывал не только голову М.Е. Салтыкова-Щедрина, но и кисти (в начальной версии их не было). Художник исполнил пожелание, и в 1879 г. полотно поступило в галерею. Рисунки марок СССР (рис. 70 – рис. 71) выполнены по этой картине. Легла она и в основу рисунка штемпеля специального гашения в честь 185-летия со дня рождения М.Е. Салтыкова-Щедрина (рис. 72). В иллюстрации конверта СССР (рис. 73) и рисунка марки почтовой карточки также использован данный портрет (рис. 74).

     
Рис. 69 Рис. 70 Рис. 71

Рис. 72

Рис. 73

Рис. 74

Портрет И.К. Айвазовского. 1881 г. Холст, масло. Феодосийская картинная галерея имени И.К. Айвазовского (рис. 75). Это уникальный портрет художника, И.К. Айвазовскому на момент его написания было 64 года: он на вершине своей прижизненной славы. Фрагмент данного портрета воспроизведён на почтовом блоке СССР (рис. 76).

 
Рис. 75
 
  Рис. 76

Рис. 77

Портрет И.К. Айвазовского. 1880-е гг. Холст, масло. 55×45 см. Башкирский государственный художественный музей имени М.В. Нестерова, Уфа (рис. 77). Портрет воспроизведён на иллюстрации конверта СССР (рис. 78).

Рис. 78

Портрет В.В. Верещагина. 1883 г. Холст, масло. 77,7×67,6 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 79). Единственный прижизненный портрет В.В. Верещагина, и тот не дописанный, потому что в какой-то момент он отказался продолжать позировать в холодной мастерской И.Н. Крамского. Данный портрет воспроизведён на иллюстрации конверта СССР (рис. 80).

Рис. 79

Рис. 80

Неизвестная. 1883 г. Холст, масло. 75×99 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва (рис. 81). Великое творение под названием «Неизвестная» впервые было представлено на суд публики в Петербурге в 1883 г. на XI выставке передвижников. «Неизвестная» считается самой узнаваемой и самой загадочной картиной И.Н. Крамского. Исследователи до сих пор не могут установить ни личность героини, ни какое место она занимала в жизни художника. Данная картина положена в основу рисунка марок Мадагаскара и России (рис. 82 – рис. 83).

     
Рис. 81 Рис. 82 Рис. 83

Портрет Ю.С. Нечаева-Мальцова. 1885 г. Холст, масло. 78×64 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Москва (рис. 84). Меценат Ю.С. Нечаев-Мальцов — человек, без которого музея, в коллекции которого хранится его портрет, просто бы не было. Его фрагмент (зеркальное изображение) использован в рисунке штемпеля специального гашения (рис. 85).

 
Рис. 84
 
  Рис. 85

Портрет Александра III. 1886 г. Холст, масло. 129×92 см. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (рис. 86). Одной из последних работ выдающегося портретиста стало полотно, изображающее императора Александра III. Заказ на данную картину художник получил от члена Государственного совета А.А. Половцова, который также являлся почётным членом Академии художеств. Фрагмент портрета воспроизведён на марке и полях блока России (рис. 87 – рис. 88), а также на марке ПМР в рамках серии «400-летие дома Романовых» (рис. 89).

 
Рис. 86
 
  Рис. 87

Рис. 88

Рис. 89

В галерею И.Н. Крамского входит и последнее законченное произведение — портрет художника В.И. Сурикова. 1887 г. Холст, масло. 73,5×59,5 см. Красноярский художественный музей имени В.И. Сурикова, Красноярск (рис. 90). Фрагмент портрета воспроизведён на полях почтового блока России, который выпущен на разной бумаге с перфорацией и без перфорации (рис. 91).


Рис. 90 
 
  Рис. 91


Владимир Ефремов

« назад