ИНДИЙСКАЯ РОССИКА

Ещё со времён расцвета культурных отношений между СССР и Индией стало традиционным издание индийских почтовых марок, посвящённых нашим выдающимся соотечественникам. К выходу в обращение новых марок всегда издавались красочные конверты первого дня (КПД) и специальные штемпеля, гашение марок которыми проводилось во многих крупных городах Индии. В данной статье описываются филателистические персоналии наших соотечественников, выпущенные в Индии в разные годы, а также исходные иллюстративные материалы, использованные при их создании.

Лев Николаевич Толстой (1828–1910) — великий писатель и философ (рис. 1, 1а), является одним из самых почитаемых в Индии русских. Он был близок общественным деятелям Востока, в том числе и Махатме Ганди, благодаря своим религиозно-философским работам, морально-этической концепции непротивления злу насилием, пропаганде закона любви, призыву к соблюдению нравственных заповедей Христа в жизни государства и общества, и вместе с тем яростному и яркому обличению угнетения.


Рис. 1


Рис. 1а. КПД «150 лет Льву Толстому». Калькутта. 02.10.1978


Лев Толстой имел богатую библиотеку по Востоку, писал статьи, рассказы, сказки, связанные с его религиозными идеями: «О верах» (1886), «Сиддарта, прозванный Буддой, т. е. святым. Жизнь и учение его» (1884–1887), «Карма» (1894), «Будда» (1904); также Толстой сделал переводы изречений Кришны из книги Премананда Бхарати «Шри Кришна. Господь любви». Взгляды Л.Н. Толстого помогли, по словам Ганди, придать устойчивую форму идее ненасильственного сопротивления, в дальнейшем ненасильственные действия протеста под руководством Ганди стали наиболее массовой формой национально-освободительной борьбы в Индии.

На формирование философских взглядов и разработку методов борьбы Ганди решающее влияние оказали опыт общероссийской политической стачки в революции 1905 года и учение о ненасилии Льва Толстого. Проведённые Ганди в 1915–1918 годах в различных районах Индии три кампании несотрудничества с властями сделали его имя популярным, а роман «Война и мир» есть в домашней библиотеке практически каждой просвещённой индийской семьи.

На марке (рис. 1) воспроизведён акварельный портрет писателя периода 1950–1960-х годов. Этот портрет (рис. 1б) довольно часто встречается в интернете как иллюстрация к различным учебным пособиям, статьям и рефератам. К сожалению, поиски информации, подтверждающей авторство портрета, пока не дали результатов даже в фондах Государственного музея Л.Н. Толстого.


Рис. 1б


На иллюстративной части КПД (рис. 1а) воспроизведён зеркальный фотопортрет Льва Толстого. Это единственный цветной фотопортрет писателя, сделанный С.М. Прокудиным-Горским в мае 1908 года в Ясной Поляне (рис. 1в), явившийся первым цветным фотопортретом в России.


Рис. 1в

Максим Горький (1868–1936) стал вторым известным русским писателем в Индии (рис. 2, 2а). В начале XX века определились весьма существенные новые черты в борьбе индийского народа за независимость. Впервые устанавливались более-менее прочные связи между национально-освободительным движением Индии и революционными силами Западной Европы. Индийские патриоты черпали вдохновение в литературных и публицистических произведениях М. Горького. Тот высоко оценивал вклад индийского народа в развитие материальной культуры и духовной жизни человечества, большое значение придавал его освободительной борьбе и установлению дружественных связей между демократическими силами наших стран. Интересно, что роман М. Горького «Мать» до сих считается одним из самых читаемых в Индии произведений русской классической литературы.



Рис. 2


Рис. 2а. КПД «100 лет Максиму Горькому». Нью-Дели. 28.03.1968


Сюжетом для создания марки послужили работы известного советского художника-графика А.Н. Яр-Кравченко (рис. 2б).


Рис. 2б


Представители различных направлений индийского национально-освободительного движения обращались к идейному наследию Владимира Ильича Ленина (1870–1924) (рис. 3, 3а), чтобы найти ответы на наиболее волнующие вопросы. М. Ганди высоко ценил ленинские идеи, как и Ленин — учение Ганди и его деятельность, справедливо отмечая, что в борьбе за национальную независимость с Англией его идеи имели объективно революционное значение. В свою очередь, сам Ганди также высоко оценивал Великую Октябрьскую революцию и роль в ней Ленина, считая их подтверждением своих идей. «Идеал, которому посвятили себя такие титаны духа, как Ленин, — писал М. Ганди, — не может быть бесплодным. Благородный пример его самоотверженности, который будет прославлен в веках, сделает этот идеал ещё более возвышенным и прекрасным». Поэтому неслучайно звания Махатмы в ХХ веке удостоены два человека — В.И. Ленин и индийский проповедник Ганди. Махатма по индийской мифологии — божественный сверхчеловек. В современной трактовке — самый выдающийся деятель мировой цивилизации.


Рис. 3


Изображение на марке повторяет рисунок марки СССР 1964 года, воспроизводящей портрет Ленина работы советского художника П.В. Васильева (рис. 3б).



Рис. 3б


Рис. 3а. КПД «100 лет В.И. Ленину». Нью-Дели. 22.04.1970


Рисунок на КПД сделан с исторической фотографии, запечатлевшей выступление Владимира Ленина на Красной площади в Москве в 1918 году по случаю первой годовщины Октябрьской революции 1917 года (рис. 3в). Гашение КПД проводилось 22 апреля 1970 года в различных крупных индийских городах.


Рис. 3в


Владимир Аронович Хавкин (1860–1930) — уроженец Одессы, российский, швейцарский и британский бактериолог, микробиолог, иммунолог и эпидемиолог, создатель первых вакцин против чумы и холеры (рис. 4, 4а). Основным направлением научных работ учёного была защита человека от инфекционных болезней при помощи сывороток и вакцин. К 1892 году создал первую эффективную вакцину против холеры, доказав на самом себе её безопасность для человека. Так как ранее медицина была бессильна против этой болезни, английские власти разрешили Владимиру Ароновичу испробовать его вакцину в Индии, где в это время свирепствовала эпидемия холеры, уносившая сотни тысяч жизней. По предложению правительства он обследовал всю Бенгалию, Пенджаб, северо-западные провинции и Ассам. Аналогичен был вклад учёного в борьбу с чумой, эпидемия которой поразила в 1896 году второй по величине город Бомбей и его окрестности. Прибыв туда по просьбе властей, Хавкин вскоре создал первую эффективную противочумную вакцину, снова доказал её безопасность вначале на себе, а затем в течение нескольких лет непосредственно принимал участие в вакцинации населения. Созданная им в Бомбее небольшая противочумная лаборатория стала впоследствии крупнейшим в Южной и Юго-Восточной Азии исследовательским центром по бактериологии и эпидемиологии и с 1925 года называется Институтом имени Хавкина. В Индии его заслуженно считают национальным героем.


Рис. 4


Рис. 4а. КПД «Доктор Хавкин». Нью-Дели. 16.03.1964.


На марке (рис. 4) воспроизведён известный фотопортрет Владимира Хавкина, сделанный в Лондоне в 1890-х годах (рис. 4б). На иллюстративной части КПД изображён фрагмент фотографии института Хавкина в Бомбее (рис. 4в).


Рис. 4б


Рис. 4в


Николай Константинович Рерих (1874–1974) — известный российский философ, живописец (рис. 5, 5а). Ещё в России в предреволюционные годы в статье «Индийский путь» он писал: «Через Византию грезилась нам Индия; вот к ней мы и направляемся... Живёт в Индии красота. Заманчив великий Индийский путь». Почти четверть века прожил Рерих в этой стране. «Индия — не чужбина, а родная сестра России», — писал он. Рерих был дружен со многими выдающимися деятелями и писателями индийского народа: Ганди, Тагором, Неру, Индирой Ганди. Восхищаясь высокой духовной культурой Индии, он говорил: «Кто побывал в Индии не туристом, прохожим, но прикоснулся к сущности жизни страны, тот никогда и нигде не забудет очарования великой Индии».

Джавахарлал Неру писал: «Картины Рериха, посвящённые Гималаям, пробуждают в нас такие глубокие воспоминания о нашей истории, нашей мысли, нашем культурном и духовном наследии, и не только об Индии прошлого, но и о чём-то неизменном и вечном в Индии, что мы не можем не чувствовать себя глубоко обязанными Николаю Рериху, воплотившему этот дух в своих великолепных полотнах».


Рис. 5


Рис. 5а. «100 лет Николаю Рериху». Бангалор. 09.10.1974


На марке и КПД изображена редкая памятная бронзовая медаль работы известного французского медальера Анри Дропси, изготовленная к 40-летию научной деятельности Николая Рериха в 1929 году (рис. 5б).


Рис. 5б


Святослав Николаевич Рерих (1904–1993) — русский и индийский художник, общественный деятель, коллекционер восточного искусства, почётный член Академии художеств СССР (рис. 6, 6а). Сын Николая и Елены Рерих. Основные жанры картин — пейзажи, портреты, символические композиции. Полотна руки этого мастера отличает глубокий символизм, присущий им наравне с реалистичностью изображаемого. Своими работами автор демонстрирует верность гуманистическим идеалам, посвящает их борьбе за мирное сосуществование народов разных вероисповеданий и национальностей. Рерих был настолько влюблён в Индию, что считал её своей второй — духовной — родиной. Гимном любви к этой стране с многовековыми утонченными традициями можно считать многие замечательные по своей внутренней силе полотна автора. Признание по-прежнему сопровождает Рериха и его полотна, на которых изображены во весь рост индийские премьер-министры Индира Ганди и Джавахарлал Неру и которые сих пор служат украшением Центрального зала парламента Индии.


Рис. 6

На марке размещён фотопортрет С.Н. Рериха на фоне Гималайских гор. На КПД изображены репродукции его картин: портрет жены Девики Рани Рерих (1946), с которой он прожил почти полвека (рис. 6б), и горные пейзажи.



Рис. 6а. КПД «100 лет Святославу Рериху». Аллахабад. 27.10.2004


Рис. 6б


Юрий Алексеевич Гагарин (1934–1968) — первый в мире космонавт, посетивший Индию с визитом в ноябре 1961 года, хорошо известный и почитаемый в Индии герой космоса (рис. 7, 7а).


Рис. 7


Рис. 7а. КПД «40-летие полёта Юрия Гагарина». Мумбай. 12.04.2001


В дизайне марки и КПД использованы фрагменты исторических фотографий Юрия Гагарина (рис. 7б и 7в). На КПД (рис. 7а) размещён текст его знаменитой цитаты на английском языке: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».


Рис. 7б


Рис. 7в

Алексей Бородин


« назад