СУЩЕСТВУЕТ ЛИ ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКАЯ ЭЗОТЕРИКА?

Выход в свет в Российской Федерации почтового конверта с оригинальной маркой, посвящённого великому композитору А.Н. Скрябину, стал важным событием не только для любителей музыкальной тематики в филателии, но и для поклонников символизма и модерна. Дело в том, что изображённые на конверте ноты музыкального произведения «Орфей» украшены репродукцией работы бельгийского символиста Жана Дельвиля (рис. 1).

Рис. 1. Конверт Российской Федерации, посвящённый А.Н. Скрябину

Ж. Дельвиль — художник-мистик, его интересы лежали в области оккультизма и эзотерики. Выходит, у нас появляется эзотерическая филателия? Или это просто случайный эпизод в издании марок?

А нет ли ещё каких-либо новейших филателистических материалов, в которых была бы отражена эзотерическая тема? Да, такой выпуск есть! И это, конечно же, марка Сербии с портретом немецкого художника Йозефа Бойса (рис. 2).

Рис. 2. Марка Сербии с портретом Йозефа Бойса

Он занимался изучением философии Рудольфа Штейнера (1861–1925) — антропософа, который был очень популярен в России.

Жаль, что портрета Р. Штейнера нет на марках, хотя есть многочисленные конверты с логотипами теософского и антропософского обществ. И это интересные почтово-филателистические документы.

Р. Штейнера пока нет, но зато теперь есть его последователь Й. Бойс. И надо признать, что это крупнейший европейский авангардист. Во время войны он был стрелком-радистом на «Юнкерсе», его самолёт был сбит в районе Керчи. Бойса подобрали крымские татары, и он утверждал, что, находясь в бреду, понимал их русский язык. Вначале он усвоил слово «вода», а затем и множество других слов. Верили ему далеко не все.

Будущий художник утверждал, что пережил чудесное спасение и воскрешение из мёртвых. Краеведы Крыма тщательно исследовали место падения самолёта и пришли к выводу, что там не могло быть никаких крымских татар. В этом полумифическом эпизоде много тайн, и получается, что апологет эзотерики действительно попал в оккультно-мистическую ситуацию. В мирное время Бойс боролся против загрязнения окружающей среды и поражал современников разными авангардистскими произведениями (рис. 3).

Рис. 3. Марка Республики Сан-Марино. Пример концептуального произведения Й. Бойса

В СССР случай с Бойсом замалчивался, шутка ли сказать — рука Бога спасла полумёртвого лётчика! Да при этом ещё и божья десница двигала действиями крымских татар.

Лишь в 1990-е годы в Русском музее прошла выставка графики Бойса. У него есть заслуги перед общественностью за счёт участия в экологическом движении, но никто из наших журналистов не отважился упомянуть этого активиста в природоохранной статье или заметке. А почему?

Дело в том, что Бойс благодарил не миролюбивых советских людей, спасших немецкого оккупанта, а… войлок и сало, ибо спасители обмазали его салом и завернули в войлок. И он мысленно обращался к этим спасительным материалам, а не к советскому народу. После войны спасённый Бойс стал устраивать не вечера советско-германской дружбы, а ритуальные действа, посвящённые войлоку и салу.

Не случайно и выход первой в мире бойсовской марки остался у нас незамеченным. Кому бы пришло в голову включать такую марку, скажем, в выпуски о Великой Отечественной войне? Или даже в коллекцию по истории Керчи?

Ну, хорошо, Бойс и Дельвиль: уже обозначились контуры эзотерической темы. Ну а было ли среди марок что-нибудь эзотерическое до 2022 года? Да, конечно, было: в 1968 году почта ЧССР выпустила марку с репродукцией картины Ф. Купки «Девушка из кабаре» (рис. 4). Об этой марке следует рассказать отдельно.

Рис. 4. Марка Чехословакии с картиной Ф. Купки «Девушка из кабаре»

Франтишек Купка не прошёл мимо новейших идей. В ранних работах художника скульптурные тела людей наполнены возвышенной эзотерической символикой. У «Девушки из кабаре» мы видим вокруг головы то ли свечение, то ли какие-то загадочные облака. Это и есть фрагменты астрального тела…

Освоив эзотерические учения, Купка стал абстракционистом. Но обращения к абстракции ничто не предвещало: cвой вполне реалистический стиль живописец перенёс на изображение героев античности, которые обладали совершенством олимпийских атлетов. Однако не забудем, что Ф. Купка, начав с классических тем, быстро отошёл от стиля академических картин опять-таки в пользу абстракции. В этом он очень схож с В.В. Кандинским (1866–1944), блок с портретом которого заслуживает упоминания в связи с тем, что его также очень интересовали образы так называемого тонкого мира (рис. 5, 6).

Рис. 5. Блок Республики Нигер, посвящённый В.В. Кандинскому

Рис. 6. Карточка с оригинальной маркой Российской Федерации. Картина В.В. Кандинского «Москва. Красная площадь»

Начав с академического реализма и символизма, Купка в начале ХХ века вступил в группировку «Де Пюто», в которой состояли Хуан Грис и братья Дюшан. Под влиянием идей антропософии (направления, которое предусматривает наличие у человека разных энергетических оболочек) Купка стал изображать «тонкую ауру», затрагивать идеи коммуникации человека и Вселенной через невидимый тонкий мир. И очень многого достиг на этом пути.

Например, обнажённые тела выглядели как посредники между земным и небесным началом. Купка не был футуристом в традиционном понимании этого слова, но предложенная им модель разложения движения, для которой очень важна идея света, озарённости человека лучами, полюбилась теоретикам футуристического движения, и они довольно много написали о нём. А ведь апологеты футуризма уделяли эзотерике большое внимание…

Мы вспоминаем о Купке потому, что эстетика этого талантливого авангардиста поможет нам многое понять в оформлении некоторых конвертов и марок. Мы находим у Купки формулу синтеза земного и космического с преобладанием последнего. Позволим себе высказать мысль о том, что если бы Купка оставил нам теоретические трактаты о способах изображения космоса средствами масляной живописи (а теоретиком он, увы, не был), филателия была бы немного другой.

Купка дружил с американским художником Марселем Дюшаном (1887–1968), автором картины «Обнажённая, спускающаяся по лестнице» (рис. 7).

Рис. 7. Марка США. Арсенальная выставка. Двое обывателей перед картиной М. Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице»

Эта противоречивая картина дважды воспроизводилась на марках. Обыватели возмущались, но ведь всё не так сложно: лирическая героиня оставляет на каждой ступеньке облака своей ауры, а художник это фиксирует. Но на марке США мы всё же видим не только саму картину, но и двух мещан, которые недоумевают по поводу изображённого… Впоследствии этой картине была посвящена и «серьёзная» американская марка. Дюшаном также заинтересовались почтовые администрации других стран (рис. 8).

Рис. 8 Марка Республики Гвинеи с репродукцией картины М. Дюшана «Обнажённая, спускающаяся по лестнице»

Принято считать, что Дюшан набрался эзотерических идей у Купки, который любил книги русского философа Е. Блаватской. Важно и то, что Купку часто упоминают среди друзей и коллег гениального Кандинского. Он так же, как и Бойс, пережил увлечение Штейнером. Если бы Кандинский прожил дольше, он и Бойс наверняка заинтересовались бы друг другом.

А ещё упомянем выдающегося литовского художника М.К. Чюрлёниса (рис. 9). На советской марке дан портрет художника, а вот его картин там нет. Разве что мы видим условное изображение волн.

Рис. 9. Марка СССР с портретом М.К. Чюрлёниса

Но ведь есть ещё и почтовые выпуски Литвы. Эти многоцветные почтовые миниатюры позволяют нам проиллюстрировать эзотерическое мировоззрение художника: переливающийся всеми цветами и немного странный, но очень красивый мир, полный поэтических грёз (рис. 10). Что, если это и есть тонкий мир?

Рис. 10. Блок Литвы, посвящённый М.К. Чюрлёнису

Мы упомянули далеко не всех художников, очарованных неведомым тонким миром. Напоследок назовём имя Умберто Боччони (1882–1916) — выдающегося итальянского живописца-футуриста, который хотел уловить непостижимую атмосферу астральных и эфирных тел. Ему посвящено несколько конвертов и марок (рис. 11).

Рис. 11. Марка Италии, посвящённая Умберто Боччони

Автор этих строк публикует данную заметку исключительно в целях познания мира средствами филателии. Хочу предостеречь читателей от знакомства со всякого рода шарлатанами, желающими исправить нам карму, почистить ауру и открыть чакры. За этим стоит величайшая опасность лишиться квартиры, а то и трезвого взгляда на мир. Знают ли вербовщики псевдоэзотерических культов, кто такой Жан Дельвиль? Нет! А Купку знают? Тоже нет. У них другие цели.

А вот Йозеф Бойс, предлагавший сажать деревья и беречь животных, никого никуда не вербовал. Он безобиден, и от сербской марки с его тонким лицом не исходит зловредная энергия, даже если он приврал насчёт чудодейственного исцеления в Крыму.


Андрей Дьяченко

« назад